a1.gif (1118 bytes)
a.gif (150 bytes) 1.gif (544 bytes)
  2.gif (445 bytes)
  3.gif (438 bytes)
  4.gif (570 bytes)
  5.gif (769 bytes)
  6.gif (515 bytes)
  7.gif (501 bytes)
  8.gif (450 bytes)

6.2. Критерии для принятия решений
При любой аварийной ситуации возникает необходимость введения особого класса нормативов: дозовых стандартов, уровней вмешательства, критериев для принятия решений. Для планирования вмешательства в случае радиационных аварийных ситуаций МКРЗ и МАГАТЭ предложены следующие основные принципы:
избегать возникновения серьезных нестохастических эффектов введением мер защиты по ограничению индивидуальной дозы до уровней ниже пороговых;
ограничить риск от стохастических эффектов введением мер защиты, при которых достигается положительная чистая польза (от этих контрмер) для вовлеченных в аварию индивидуумов;
снизить общее количество случаев стохастических эффектов настолько, насколько это практически разумно путем уменьшения коллективной дозы.
Исходя из этих принципов при любой радиационной аварийной ситуации должны быть установлены критерии, на основе которых разрабатываются защитные мероприятия, предусматривающие не только непревышение предела общего облучения, но и пределов дозовых нагрузок на отдельные критические органы (например, щитовидную железу - ЩЖ- и т.д.).
Необходимо отметить, что еще до аварии на ЧАЭС, в 1983 г., в СССР были приняты критерии для принятия решений о мерах защиты населения в случае аварии реактора, устанавливающие соответствующие меры защиты в зависимости от прогнозируемого радиационного воздействия (табл. II.6.4): уровни А и В - нижний и верхний уровень прогнозируемого воздействия и соответствующие им меры защиты, включая экстренные. На основании этих критериев принимались решения об эвакуации и другие мероприятия по защите населения в острый период аварии.
В табл. II.6.5 приведена "история" развития политики уровней вмешательства, реализованной после Чернобыльской катастрофы в Украине в 1986 - 1991 гг. Как следует из табл. II.6.5, в первые годы после катастрофы основным критерием вмешательства служила не величина дозы облучения, а уровень радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды, являющихся источником формирования дозы: плотность загрязнения территории, концентрация радионуклидов в продуктах питания. Только в конце 1987 г. началась разработка новой, основанной непосредственно на величине дозы облучения, концепции, определяющей уровни вмешательства для проведения защитных мероприятий и распределения ресурсов.
В 1988 г. группой Национальной комиссии по радиационной защите (НКРЗ) СССР была принята "Концепция безопасного проживания населения ...", основанная на величине так называемой "дозы за жизнь" Д70, представляющей собой суммарную дозу внутреннего (от изотопов радиоцезия) и внешнего (от радиоактивного загрязнения территории) облучения за 1986 - 2056 гг. (70 лет - условная средняя продолжительность жизни) для критической группы - детей 1986 г. рождения. В качестве предельного значения Д70maxбыл принят уровень 350 мЗв. При превышении Д70maxпредусматривалось обязательное отселение жителей данного населенного пункта, а при дозе ниже 350 мЗв - проведение различных контрмер и в конечном счете переход к доаварийному режиму проживания.
Таблица ІІ.6.4
Критерии для принятия решений. Уровни вмешательства и защитные мероприятия после аварии на ЧАЭС

Год Уровень вмешательства Зона Контрмеры компенсации
1986 Плотность загрязнения137Cs>1480 кБк/м2   Эвакуация
Плотность загрязнения137Cs555 - 1480 кБк/м2   Радиационный контроль молока
1987 Плотность загрязнения137Cs>555 кБк/м2   Радиационный контроль молока. Денежные компенсации
1988 Плотность загрязнения137Cs<555 кБк/м 2   Радиационный контроль молока
  Активность молока >370 кБк/м2 (единичное значение радиоцезия)   Замена молока
1989 Плотность загрязнения137Cs>555 кБк/м2   Радиационный контроль молока. Замена молока
1990 Плотнрсть загрязнения137Cs<555 кБк/м2 . Активность молока 370 кБк/м2 (единичное значение радиоцезия) "доза за жизнь" >50 мЗв   Радиационный контроль молока. Замена молока. Отселение
1991 Плотность загрязнения >1480 кБк/м2 1-я Зона отчуждения(отселение в 1986 -1987 гг.)
Плотность загрязнения >555 кБк/м или "доза за год" >5 мЗв 2-я Безусловное отселение
Плотность загрязнения 185 - 555 кБк/м2 . Плотность загрязнения 7 -185 кБк/м- или "доза за год" >1 мЗв 3-я Гарантированное добровольное отселение и радиационный контроль с денежными выплатами.
Плотность загрязнения 7 - 185 кБк/м2. Плотность загрязнения =7.4 - 37 кБк/м или "доза за год" не более 1м3в 4-я Радиационный контроль. Денежные компенсации

Таблица 11.6.5
Критерии для принятия решений о мерах защиты населения в случае аварии реактора в 1983 г.

Характер воздействия Уровень воздействия
А В
Внешнее гамма-излучение, мГр 250 750
международные критерии, мГр 50 500
Облучение ЩЖ в результате поступления радиоиода в организм, мГр 250 - 300 2500
Интегрированная оценка концентрации131I в воздухе, кБк Чс/л:    
дети 1180 11 800
взрослые 2590 25 900
Общее потребление -131I с пищей, Бк 55500 555 000
Максимальное загрязнение131I свежего молока, Бк/л, либо суточного рациона, Бк/сут 3700 37000
Начальная плотность выпадения131I на пастбище, Бк/м 25900 259 000

Впоследствии эта концепция была частично пересмотрена и трансформирована в двухуровневую концепцию вмешательства по величине Д70, предусматривающую введение помимо предельного уровня Д70maxеще и некоторого нижнего уровня Д70minНа территориях, где величина Д70находится в пределах от Д70minдо Д70maxтакже предусматривалось введение защитных мероприятий и вложения материальных ресурсов. При этом дозовые значения Д70minи Д70maxнеоднократно обсуждались в разных республиках. В Украине Д70minбыла принята равной 0,5 мЗв/год.
Наряду с явными достоинствами концепции "доза за жизнь" (такими, как учет дозы за первые годы, возможность оценки дозы в будущем) она обладала и недостатками. Наиболее важным из них, видимо, следует считать негативное отношение к ней общественного мнения, а также невозможность осуществления дозиметрического контроля за динамикой Д70. Кроме того, как показал пятилетний опыт ликвидации последствий аварии, использовавшаяся модель оценки Д70обладала определенной, часто высокой степенью консервативности.
Начиная с 1991 г. в качестве уровня вмешательства на территории Украины и других республик используется значение годовой дозы, представляющее собой среднюю для населенного пункта величины годовой суммарной эффективной дозы внутреннего (от изотопов цезия, стронция, плутония) и внешнего облучения.
На рис. 11.6.1 приведены "дозовые шкалы", отвечающие концепциям, использующим критерии принятия решений "доза за жизнь" и "доза за год". Важен факт, что хотя концепция "доза за год" нашла широкую поддержку общественности, парламента и правительства Украины как более "гуманная" по сравнению с ранее предложенной концепцией "доза за жизнь", однако, если рассматривать обе концепции в едином дозовом масштабе, то граничные значения концепции "доза за год" (1 и 5 мЗв/год) якобы приближенно эквивалентны 70 и 350 мЗв "дозы за жизнь" соответственно. Если принять во внимание временную динамику мощности дозы, то уровень 5 мЗв/год, принимаемый для любого (после 1991) года за допустимый, эквивалентен значению более 400 мЗв за жизнь (с 1986 по 2056 г.).



Рис. 11.6.1. Дозовые шкалы концепций, принятых в Украине

ДАЛЕЕ

up.gif (200 bytes) m.gif (2186 bytes)up.gif (200 bytes)