a1.gif (1118 bytes)
a.gif (150 bytes) 1.gif (544 bytes)
  2.gif (445 bytes)
  3.gif (438 bytes)
  4.gif (570 bytes)
  5.gif (769 bytes)
  6.gif (515 bytes)
  7.gif (501 bytes)
  8.gif (450 bytes)

5.2. Организация и оказание первичной медико-санитарной помощи пострадавшим в процессе эвакуации
В условиях ухудшения радиационной обстановки после аварии на ЧАЭС возникла необходимость срочной эвакуации населения из нескольких районов в условиях недостаточной готовности .целого ряда служб и ведомств к работе в создавшихся сложных условиях. Особая Правительственная комиссия вынуждена была принять решение о проведении эвакуации населения из Припяти и Чернобыльского р-на. На рис. II.5.1 показана схема эвакуации населения с 27.04.86 г. по 05.05.86 г. За это время было эвакуировано 89 400 человек, в том числе 21 750 детей. Из Припяти в Полесский р-н было эвакуировано 25 000 человек и в Иванковский - 2500. Население Чернобыльского р-на было эвакуировано в Бородянский р-н (29 534 человек) и в другие населенные пункты Чернобыльского р-на (7646 человек). Эвакуация проводилась организованно по разработанным маршрутам - автобусами, автомашинами, поездами до станции Вильча Полесского р-на, а также собственным и попутным транспортом (рис. ІІ.5.1). С первых дней ЛПА в квалифицированной медицинской помощи населению, оказавшемуся в районах с повышенным уровнем радиоактивного заражения, приняла участие вся сеть учреждений здравоохранения УССР, БССР и отдельных районов РСФСР. В первые же дни после аварии были сформированы и посланы в район ЧАЭС 450 медицинских мобильных бригад с амбулаториями общей численностью 5960 человек (включая 1240 врачей, 920 медсестер, 360 фельдшеров и 2720 человек техперсонала). Эти бригады произвели радиологические обследования 135 000 человек (эвакуированных и за пределами 30-километровой зоны) и 100 000 детей. В первые недели было проведено более 100 000 радиометрических исследований ЩЖ и анализов крови, а также более 1000 измерений на счетчиках излучения человека.Всего к работе было привлечено около 2 тыс. врачебно-сестринских бригад, большое количество научных сотрудников НИИ и кафедр медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей, а также инженерно-технических работников для проведения дозиметрических исследований (табл. 11.5.1).
Всем эвакуированным были проведены тщательный медицинский осмотр и радиометрические измерения в целях определения состояния здоровья, возможного загрязнения радиоактивными веществами личных вещей и кожных покровов. Определяли содержание инкорпорированных радиоактивных изотопов. Для этого использовались счетчики излучения человека (СИЧ).
Радиационная обстановка, эвакуация больных контингентов населения и необходимость их медицинского обеспечения потребовали перестройки существующей системы здравоохраннения. В соответстви с принципами экстренности и приближения к населению врачебной помощи возникла необходимось организации широкой сети новых нестандартных мобильных формирований, обеспечивающих уже в пути следования эвакуированных проведение защитных противорадиа-ционных мер, их своевременность, массовость и совмещение во времени ранней сортировки вовлеченного в катастрофу населения и оказание первичной врачебной помощи пострадавшим. Для этого в срочном порядке была создана многоплановая, нестандартная подсистема оказания медицинской помощи на сельских врачебных участках (рис. П.5.2) за счет их усиления временными врачебными амбулаториями, временными передвижными амбулаториями, подвижными врачебными бригадами, дозимитрическими пунктами. Все амбулатории были оснащены необходимым лабораторным оборудованием, реактивами, санитарным транспортом. Кроме того, в те населенные пункты, где имелись дети, дополнительно были направлены и врачи-педиатры.


Рис. 11.5.1. Схема эвакуации населения (27.04. 1986 г. - 03.05. 1986 г.)
Таблица ІІ.5.1
Количество специалистов, привлеченных для оказания медицинской помощи и проведения медицинских обследовании эвакуированному населению и населению, проживающему в районах, подвергшихся действию выпавших радиоактивных осадков

Специалисты учреждений Врачебно-сестринские бригады Врачи Средний медицинский персонал Студенты Научные и технические работники
УССР 297 2000 4000 1250  
БССР 149 2500 4500    
РСФСР 1518 1913 3695 - 938
Системы МЗ СССР - 519 504 - 686
Итого   6932 12699 1250 1924

Медицинскую помощь пострадавшему в результате аварии на ЧАЭС контингенту только в Украине наряду с 543 врачами и 1068 средними медработниками постоянно работающими в Полесском, Иванковском, Макаровском и Бориспольском районах Киевской обл., а также в отдельных районах Черниговской обл., оказывали подвижные бригады из всех областей республики. Дополнительно в мае 1986 г. привлекались 3,4 тыс. специалистов, в том числе 840 врачей, 750 медсестер, 180 врачей-лаборантов, 1360 лаборантов со средним образованием, 750 студентов старших курсов, 120 дозиметристов, 50 научных сотрудников.



Рис.ІІ.5.2. Медицинское усиление 1 этапа:
а- существующие,б- приданные медицинские учреждения

На всем протяжении трассы эвакуации, через каждый километр была организована врачебная передвижная амбулатория. В конечных пунктах эвакуации также были организованы временные врачебные амбулатории из расчета 1 на 2,5 тыс. человек. В их состав вошли врачи-терапевты, медицинские сестры, дозиметристы, водитель. В течение 28 - 29.04.1986 г. в северных районах Киевской обл. дополнительно открыто 300 временных врачебных амбулаторий, которые были размещены в помещениях фельдшерско-акушерских пунктов, колхозных родильных домов, общественных зданиях (школах, детских дошкольных учреждениях, клубах, домах культуры и т.д.). В ходе эвакуации была проведена предварительная сортировка, выявлены пострадавшие и больные, им оказывалась первичная врачебная помощь. Практика подтвердила, что данные мероприятия были проведены правильно и соответствовали специфике сложившейся обстановки. Это дало возможность своевременно выявить пострадавших, больных, оказать им необходимую медицинскую помощь, а в случае необходимости, немедленно госпитализировать в участковые, районные, номерные и центральные районные больницы и продолжить комплекс мер по защите населения от радиационного воздействия.
Организацию всего этого комплекса медицинских мероприятий с уверенностью можно записать в актив всей системы здравоохранения, отметив добросовестную, самоотверженную работу многих врачей медсестер, лаборантов. Вместе с тем необходимо отметить, что в процессе ЛПА выявились и довольно серьезные недостатки и упущения в заблаговременной подготовке необходимых сил и средств здравоохранения для оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим. Основными из них были:
1. Весь объем медицинских мероприятий на случай возникновения аварии на АЭС возлагался на медсанчасть станции, без учета привлечения сил и средств регионального здравоохранения. В этой связи в потенциально опасных районах по месту расположения АЭС заблаговременно не была подготовлена ни сеть амбулаторно-поликлинических учреждений, ни подвижные силы и средства, ни специализированные стационары для оказания медицинской помощи пострадавшим с лучевой патологией. Вполне закономерно к возникшей ситуации и не был подготовлен весь медицинский персонал, включая и его руководителей.
2. Существовавшие на то время представления о массовых радиационных поражениях, адаптированные к радиационной обстановке при применении ядерного оружия, не учитывали полифакторный характер воздействия при аварии на АЭС, что в конечном итоге весьма затрудняло проведение как медицинской сортировки пострадавших,
оказания им неотложной медицинской помощи, так и лечения лиц с лучевой болезнью.
3. Отсутствие этапной медицинской документации затрудняло решение вопроса о приемственности оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим.
4. Количественный и качественный дефицит приборного парка и подготовленных специалистов, отсутствие единых методических подходов к проведению радиометрических и дозиметрических исследований, расчету доз. Отсутствие системы индивидуального и группового дозиметрического контроля облучения населения, проживающего в зонах расположения АЭС.
Такое положение дел существенно усложняло проведение адекватных мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и своевременное включение для этого необходимых сил и средств здравоохранения.

ДАЛЕЕ

up.gif (200 bytes) m.gif (2186 bytes)up.gif (200 bytes)