a1.gif (1118 bytes)
a.gif (150 bytes) 1.gif (544 bytes)
  2.gif (445 bytes)
  3.gif (438 bytes)
  4.gif (570 bytes)
  5.gif (769 bytes)
  6.gif (515 bytes)
  7.gif (501 bytes)
  8.gif (450 bytes)

ГЛАВА 5
СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ
5.1. Медицинское обеспечение пострадавшего населения в остром периоде аварии
Для планомерной и целенаправленной работы органов и учреждений здравоохранения при ликвидации последствий любой катастрофической ситуации, учитывая огромный опыт военной медицины и пользуясь ее терминологией, необходимы прежде всего научно обоснованные представления о возможной величине и структуре санитарных потерь, а также об основных особенностях условий, в которых придется действовать, оказывая медицинскую помощь пострадавшим. Этим основополагающим исходным данным должны соответствовать силы и средства здравоохранения, объем, этапность и преемственность медицинской помощи и организационные принципы работы.
Применительно к чернобыльской ситуации к таким исходным параметрам относились данные о развитии и оценке радиационной обстановки, объеме медико-санитарных мероприятий с учетом предстоящей эвакуации населения, районах и сроках его расселения, источниках возможного ущерба здоровью и в соответствии с этим оценка и прогноз уровней радиоактивного облучения. Только на этой основе можно было обеспечить эффективное планирование и организацию адекватных медико-санитарных мероприятий, разработку обоснованных предложений по обеспечению радиационной безопасности населения. В реальной обстановке, к сожалению, никакой официальной информации по всем пунктам этих исходных данных не только своевременно, но и вообще в течение первых 2 мес министерствами здравоохранения как Украины, так и Белоруссии получено не было.
Учитывая особенности формирования радиационной обстановки, сложившейся в результате аварии на ЧАЭС, медицинское обеспечение населения включало в себя решение следующих задач:
осуществление комплекса экстренной диагностики лучевых поражений, госпитализация выявленных больных;
йодная профилактика;
массовый контроль за уровнями накопления радионуклидов йода в щитовидной железе (ЩЖ) среди контингента повышенного риска (дети и беременные женщины) и детальное клиническое обследование тех контингентов, у которых доза радиоактивного йода на ЩЖ достигала 2 -5 Р"СЂ и более;
массовое измерение содержания цезия у лиц, проживающих в зоне с высоким загрязнением почв этим радиоизотопом;
создание первичного клинического регистра и базы дозиметрических данных для динамического наблюдения за обследованными;
проведение массовых клинических обследований эвакуированных, а также лиц, проживающих в зоне повышенной радиации:
создание долговременного центрального клинического регистра для непрерывного наблюдения за состоянием здоровья населения, прежде всего критических субпопуляций - детей, подростков, беременных женщин, кормящих матерей, участников ЛПА на ЧАЭС;
осуществление постоянного дозиметрического контроля за объектами окружающей среды и радиоактивностью человека, с целью формирования банка данных и построения дозиметрических прогнозов.
Эвакуированному населению Припяти, Чернобыльского р-на, и некоторых сел Полесского р-на необходимо было срочно провести полную и окончательную сортировку и защитить его от вредного влияния радионуклидов. Силами медицинских работников местных учреждений здравоохранения, прикомандированных и студентов Киевского медицинского института были проведены подворные обходы и перепись всего населения (местного и эвакуированного).
Быстро ухудшающаяся радиационная обстановка потребовала незамедлительной защиты ЩЖ населения от вредного влияния радиоактивного йода. Профилактика йодистыми препаратами проводилась прежде всего в шести северных районах Киевской обл. - Чернобыльском, Полесском, Иванковском, Вышгородском, Бородянском, Макаровском и Припяти, а также группам повышенного риска (новорожденные и дети всех возрастов) остальных 20 районов области, Белой Церкови и Ирпеня. При подворных обходах среди эвакуированного населения из Припяти было выявление значительное количество лиц, которым профилактика йодистыми препаратами вообще не проводилась. Это были хронические больные, инвалиды, одинокие и престарелые люди, а также некоторые работники ЧАЭС. Для проведения данной работы были использованы запасы йодистых препаратов, заготовленных еще до аварии в соответствии с разработанными планами по гражданской обороне, которые хранились во всех медицинских учреждениях, а также в складах областного аптечного управления и Главного аптечного управления Минздрав Украины. Профилактику населения проводили все медицинские работники области, а в северных районах им оказывали помощь студенты Киевского медицинского института. Йодной профилактикой в Киевской обл. было охвачено 459 637 человек, в том числе 170 тыс. детей. Для этих целей было расходовано 1712 кг калия йодата и 34 тыс. кальцийодина. Своевременному и полному обеспечению всех бригад йодистыми препаратами по проведению профилактики способствовало и то обстоятельство, что в оперативной группе облздравотдела работал начальник областного аптекоуправления. Он принимал участие в принятии решения и своевременно в достаточном количестве обеспечивал все формирования йодистыми препаратами.
Второй, не менее важной проблемой была необходимость санитарной обработки людей и смена их одежды, загрязненной радионуклидами (ее гамма-фон составлял 5-30 мР  и выше). Это потребовало создания подсистемы санитарной обработки. Из профдезотделов санэпидстанций, а также со складов мобилизационного резерва Киевского облздравотдела были собраны и срочно введены в эксплуатацию 11 дезинфекционно-душевых автомобилей (ДДА). На каждый ДДА штаб гражданской обороны выделил по два общевойсковых, 50-местных палатки (УСБ-56) и по два дозиметриста. По просьбе облздравотдела оперативная областная комиссия из предприятий народного хозяйства выделила 11 автомобилей-водовозов, а колхозы и совхозы на каждый промывочный пункт доставили в достаточном количество топливо. Совместно с местными руководителями в течение нескольких дней были проведены в широких масштабах дезактивация и смена одежды пострадавшим - населению Припяти, Полесского р-на. Кроме того, в каждом селе были установлены дозиметрические посты для определения радиологической обстановки населенного пункта и степени поражения людей. Немаловажную роль они сыграли и при ликвидации часто возникавшей паники среди населения.
Осуществлению радиометрического контроля продуктов питания, воды, объектов окружающей среды серьезно мешали разобщенность и отсутствие согласованных действий организаций и учреждений. Министерства и ведомства, ответственные за производство, заготовку, переработку, хранение, транспортировку и реализацию пищевого сырья и продуктов питания, а также за водоснабжение были настолько слабо обеспечены аппаратурой и подготовленными кадрами, что поначалу основная тяжесть контроля легла на органы здравоохранения. Только распоряжением Совета Министров СССР функции головной организации по контролю, оценке и прогнозированию радиационной обстановки в стране, прежде всего на загрязненных территориях вокруг ЧАЭС, были возложены на Госкомгидромет СССР. .
О решении Правительственной Комиссии СССР осуществить эвакуацию первой очереди из Припяти и населенных пунктов 10-километровой зоны Министерство здравоохранения Украины не было информировано. Как показали дальнейшие события последовательной эвакуации населения сначала из 30-километровой зоны, а затем с территории "западного следа" и за пределами 30-километровой зоны, по мере выявления и уточнения радиационной обстановки, развертывание сил и средств здравоохранения УССР и БССР осуществлялось не на основании заблаговременно отработанных планов и упреждающей оценки обстановки, а вслед за событиями, что служило главным источником ошибок, просчетов и опозданий.

ДАЛЕЕ

up.gif (200 bytes) m.gif (2186 bytes)up.gif (200 bytes)