a1.gif (1118 bytes)
a.gif (150 bytes) 1.gif (544 bytes)
  2.gif (445 bytes)
  3.gif (438 bytes)
  4.gif (570 bytes)
  5.gif (769 bytes)
  6.gif (515 bytes)
  7.gif (501 bytes)
  8.gif (450 bytes)

1.7. Проблема сохранения этнической культуры Полесья
Беспрецедентная по своему характеру и масштабам Чернобыльская катастрофа нанесла значительный ущерб традиционной народной культуре Украинского Полесья - одного из уникальнейших этнокультурных регионов славянского мира.
Именно здесь, вдоль течения р.Припять, около 3,5 тыс. лет тому назад проходила северная граница так называемой восточнотшинецкой археологической культуры, с которой большинство современных археологов и лингвистов связывает появление на исторической арене праславянского этноса, откуда впоследствии шло расселение славянских племен на просторах от Черного до Балтийского морей. Остатки поселений и могильников тех времен обнаружены, в частности, около населенных пунктов Народичи, Новоселки, а также Оташево, Плютовище, находящихся в пределах 30-километровой зоны ЧАЭС. В VI - III гг. до н.э. Полесский край населяли загадочные Геродотовы "невры", а в эпоху "летописных времен" здесь обитали племена древлян, соседствуя в бассейне р.Тетерев с полянами, а на севере - ниже Припяти - с дреговичами, чьи племенные границы и ныне просматриваются в контурах современных диалектов украинского и белорусского языков.
Свидетелями становления Киевской Руси были древнейшие полесские города: Коростень - столица древлян, Овруч (977 г.), Малин (XI в.), Чернобыль, которому в 1993 г. исполнилось 800 лет.
Но прежде всего уникальность Припятского Полесья состоит в том, что благодаря естественным географическим условиям (малодоступные леса, болота) в материальной и духовной культуре этого края - в народной архитектуре, традиционном обиходе, фольклоре, диалектах, народном прикладном искусстве - сохранились многие реликтовые черты, восходящие к глубокой древности, что было подтверждено научными исследованиями последних десятилетий [10,18,22,29,30,31]. Кроме того, по мнению современных ученых, фольклорная традиция Полесья, практически свободная от неславянских влияний, может послужить своеобразным эталоном воссоздания общеславянского фольклорного фонда [35]. Именно в полесском регионе и сегодня бытуют дохристианские обряды "вождения куста", "проводов русалок" и другие, а в диалекте полещуков звучат архаические дифтонги.
Впрочем, не меньший интерес представляет и современная народная культура Полесья, которая, являясь логическим продолжением предыдущих традиций, обрела бы свою неповторимую перспективу в будущем, если бы естественное развитие этого региона не было нарушено чернобыльским взрывом в апреле 1986 г.
Чернобыльская катастрофа стала причиной деструкции всего комплекса материальной и духовной культуры значительной части полесского этнографического континуума. Вследствие вынужденного массового переселения и рассредоточения коренных жителей, пострадавших от радионуклидного поражения, разрываются сложившиеся веками производственные, экологические, социально-бытовые и родственные связи, разрушается весь культурный микрокосмос некогда компактной этнографической группы, что неизбежно ведет к ее ассимиляции в новой нетрадиционной среде, к утрате специфических полесских обрядов, фолклера, языка.
В то же время в необитаемой зоне отчуждения остался целый мир материальных этнографических ценностей: предметы народного искусства, местных ремесел, домашнего обихода, традиционные жилые и хозяйственные строения (подлежащие захоронению из-за их радиационного загрязнения и пожароопасти), а также беспризорные памятники истории, археологии, архитектуры. Постепенно исчезают с лица земли антропогенные следы тысячелетней истории, отразившиеся как в планировке сел и отдельных усадеб, так и в расположении старинных кладбищ, дорог, хозяйственных угодий и общественных сооружений.
Аналогичные проблемы возникают и по отношению к тем населенным пунктам, которые принадлежат к зоне безусловного (обязательного) отселения, а также частично и к зоне гарантированного добровольного отселения, что связано с высокими уровнями загрязнения памятников культуры и предстоящими мероприятиями по дезактивации местности.
Таким образом, в результате Чернобыльской катастрофы над уникальным историко-этнографическим регионом Украины нависла угроза образования сплошных мертвых зон, в которых обрывается нить этнокультурной преемственности поколений.
Сложившаяся катастрофическая ситуация требует осуществления целого комплекса мероприятий, направленных на выявление, сохранение и восстановление историко-культурных и этнографических ценностей пострадавших районов. Решение этих вопросов имеет не только общекультурный исторический смысл, но и социально-практическое значение, поскольку фактор сохранения и поддержки этнической культуры пострадавших полещуков способствует их социально-психологической реабилитации и адаптации в новых постчернобыльских условиях.
Первые шаги по спасению культурного наследия Полесского края были предприняты лишь на третьем году после аварии на ЧАЭС, когда для широких кругов общественности открылась более или менее полная информация о реальных масштабах случившейся трагедии.
На этом этапе действовали отдельные группы энтузиастов в меру своих возможностей и понимания проблемы. В частности, более года (до начала 1989 г.) по инициативе руководства ПО "Комбинат" в 30-километровой зоне работал реставратор Г. Безсонов, занимаясь дезактивацией собранных там икон и предметов декоративно-прикладного искусства. Во время учебной фольклорной практики группой студентов Киевского университета проводились записи народных песен от переселенцев из зоны отчуждения, проживающих в сЛиповка Макаровского р-на Киевской обл.
В августе 1989 г. вышла в свет публикация Г. Гончаренко и Р. Омеляшко "Дзвони Чорнобиля не змовкають" (газета "Сільські вісті" от 10 августа 1989 г.), где впервые была поставлена проблема комплексного историко-этнографического исследования и сохранения материальной и духовной культуры пострадавшего региона, а также намечены пути решения этой проблемы как составной части государственной программы ЛПА на ЧАЭС. С тех пор авторы публикации работали над технико-экономическим обоснованием целевой комплексной программы, выходили с предложениями на научные конференции, обращались в государственные органы, к народным депутатам УССР и СССР.
Параллельно с этим редакция журнала "Пам'ятки України" организовала "Чернобыльскую экспедицию", которая в составе А-Неживого (ответственного секретаря экспедиции), Л.Орел, С.Верговского, М.Загребы, Г.Безсонова, Л.Вороного и работников газеты "Вестник Чернобыля" в декабре 1989 г. и феврале 1990 г. провела обследование покинутых сел 10-километровой зоны с целью выявления этнографических ценностей и фотофиксации памятников народной архитектуры. В итоге экспедицией были разработаны рекомендации по сохранению объектов материальной культуры на отселенной территории [19].
Накануне четвертой годовщины Чернобыльской катастрофы инициативные группы объединились при подготовке коллективного обращения к Минатомэнергопрому СССР, в котором излагалась программа действий по спасению народной культуры Припятского Полесья, обосновывалась необходимость создания специализированного фольклорно-этнографического центра с его финансированием за счет бюджетных средств, выделяемых на ликвидацию последствий аварии [14,32]. К сожалению, всесоюзное атомное ведомство проигнорировало запрос группы киевских специалистов. Но инициативы энтузиастов получили поддержку на Всесоюзной научно-практической конференции (23 - 24 апреля 1990 г., Институт ядерных исследований АН УССР), Международной научной конференции "Гуманитарные аспекты Чернобыльской катастрофы" (Киев, 25 - 26 апреля 1990 г.), на Европейском симпозиуме "Фольклор и современный мир" (Киев, 24 - 26 мая 1990 г.), что нашло отражение в соответствующих резолюциях.
Необходимое содействие в решении этой проблемы оказали также ведущие украинские ученые - вице-президент АН Украины, академик АНУ В.Г.Барьяхтар, академик АНУ П.П.Толочко, члены-корреспонденты АНУ А-Г.Костюк и И.Н.Вишневский. Разработанная группой специалистов целевая программа "Комплексное историко-этнографическое исследование Украинского Полесья в 30-километровой зоне и на сопредельных территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС" [24] прошла апробацию в Украинском обществе охраны памятников истории и культуры, а также в Академии наук, откуда была направлена в Совет Министров УССР для включения в Государственную программу неотложных мер по ЛПА на ЧАЭС на 1991 - 1992 гг. С другой стороны, благодаря активной позиции народных депутатов Украины, поднятая проблема получила решение в организационном плане. Постановлением Верховного Совета УССР от 1 августа 1990 г. предусматривалось создание при Госкомчернобыле (Мин-чернобыле) Украины специализированной историко-культурной экспедиции с целью выявления и сохранения культурного наследия пострадавших территорий.
Однако, в связи с тем, что финансирование культурологических мероприятий не было учтено Государственной союзно-республиканской программой неотложных мер по ЛПА на ЧАЭС, реализация разработанной ранее целевой программы по сохранению этнокультурного наследия пострадавших районов Полесья стала возможной лишь в начале 1992 г. К этому времени сформировался творческий потенциал Специализированной историко-культурной экспедиции, работа которой была организована на договорных началах путем создания территориально разветвленного временного коллектива, объединившего 95 разнопрофильных специалистов (в том числе 6 докторов наук. 31 кандидат наук. 33 научных работника) из институтов Академии наук, вузов, музеев, культурно-просветительских и общественных организаций Украины.
На протяжении 1992 г. этим коллективом был выполнен первый этап программы, заключающейся в проведении ретроспективного поиска информации и создании реестра историко-культурных материалов, собранных до аварии на ЧАЭС на территории сегодняшних зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения и гарантированного добровольного отселения, с целью определения современного состояния изученности пострадавшего этнокультурного региона и прогнозирования направлений дальнейших экспедиционно-полевых исследований.
В процессе работы были изучены собрания 23 музеев, рукописные фонды 15 научных учреждений и библиотек (находящихся в Киеве, Москве, Львове, Луцке, Ривном, Житомире, Чернигове и соответствующих райцентрах - Маневичах, Сарнах, Коростене, Овруче, Народичах, Семеновке, Репке, Переяслав-Хмельницком), около 500 специальных научных изданий, частные коллекции фольклористов и этнографов.
Наряду с этим проводились пилотажные исследования бывших населенных пунктов 30-километровой зоны отчуждения: Толстый Лес, Старые и Новые Шепеличи, Бычки, Замошня, Глинка, Ладыжичи и др. [13].
В итоге впервые создана сводная информационная картотека зафиксированных объектов материальной и духовной культуры Полесья, включающая также данные по антропологии, этнолингвистике и диалектологии, историческому краеведению. Полученные аналитические таблицы и картосхемы обнаружили проблемы и неравномерности в изучении этнокультуры региона как в территориальном, так и видовом (жанровом) аспектах, преобладающее отсутствие комплексного подхода и надлежащего уровня фиксации этнокультурных явлений. Из этого следует, что большинство пострадавших районов требуют сплошного систематического исследования с применением единых современных методик.
В настоящее время Минчернобыль Украины приступило к организации практических мероприятий по сохранению историко-культурных ценностей Полесья. В частности, начались широкомасштабные работы по инвентаризации недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры, монументального искусства и природы, находящихся в 1 - 3-Р№ зонах радиоактивного загрязнения, с целью определения их нынешнего состояния и выработки необходимых охранных мер в условиях зоны влияния Чернобыльской катастрофы. В комплекс этих работ входят также выявление неизвестных ранее памятников истории и культуры, фиксация и опись местных кладбищ и отдельных захоронений, связанных с близкими и далекими событиями нашей истории. На сегодня в указанных зонах насчитывается свыше 3700 историко-культурных объектов, 50 % из которых нуждаются в реставрации, упорядочении, установке охранных знаков. Многие из них требуют паспортизации и постановки на государственный учет.
Кроме того, в настоящее время осуществляется реставрация дезактивированных памятников иконописи, собранных в зоне отчуждения. В результате полевых исследований отснят материал для создания научно-популярного фильма, фиксирующего архаические обряды "русальной недели , сохранившиеся в среде переселенцев из 10-километровой зоны ЧАЭС, проживающих ныне в Макаровском р-не Киевской обл. Подготовлен к изданию 1-й том Лексического атласа правобережного Полесья, где представлены народные говоры отселенных территорий.
Ближайшей задачей историко-культурной экспедиции является организация комплекса полевых работ по изучению и фиксации материальной и духовной культуры загрязненных зон Полесья, охваченных миграционными процессами. В первую очередь необходимо осуществить сплошную фотовидеофиксацию бывших населенных пунктов зоны отчуждения, подлежащих захоронению; собрать оставшиеся там предметы традиционного народного быта, искусства, документальные материалы, которые будут помещены в специально оборудованных хранилищах в Чернобыле; провести картографирование и обеспечить сохранность исторических и археологических объектов, а также особо ценных памятников монументальной и бытовой архитектуры. Наряду с этим предстоят систематические полевые выезды для сбора фольклорно-этнографических, лингвистических и антропологических материалов в зонах безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения, а также местах компактного проживания переселенцев.
На последующих этапах предусматривается проведение дезактивации и реставрации уникальных этнографических экспонатов и произведений искусства; консервация и реставрация недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в загрязненных районах; создание информационно-справочной системы и базы данных по всему этнокультурному комплексу пострадавшего региона; подготовка ряда научно-популярных и энциклопедических изданий.
Главным итогом всей работы должен стать музей-архив полесской культуры, который сконцентрирует в себе весь собранный культурологический материал и сохранит для потомков неповторимый духовный облик утраченного Полесского края.

ДАЛЕЕ

up.gif (200 bytes) m.gif (2186 bytes)up.gif (200 bytes)