a1.gif (1118 bytes)
a.gif (150 bytes) 1.gif (544 bytes)
  2.gif (445 bytes)
  3.gif (438 bytes)
  4.gif (570 bytes)
  5.gif (769 bytes)
  6.gif (515 bytes)
  7.gif (501 bytes)
  8.gif (450 bytes)

1.3. Эвакуация и переселение
В результате Чернобыльской катастрофы впервые в Украине были осуществлены эвакуация и переселение людей из загрязненных территорий, полностью освобождаемых от населения некоторых малых городов, а также крупных, средних и малых сельских поселений.
Эвакуация проводилась с 27 апреля по август 1986 г. местными органами власти на основе решений правительственных органов.
Так, в соответствии с решением Правительственной комиссии Совета Министров СССР с 14.00 до 17.00 27 апреля 1986 г. организованно была проведена эвакуация Припяти и железнодорожной станции Янов (соответственно 49360 и 254 человека). За несколько часов в районе было сосредоточено достаточное количество транспорта.
Наиболее поучительно была проведена эвакуация Припяти. Хронология событий приведена в табл. 1.1.12.
Примерно в такой же последовательности принимались решения и осуществлялась эвакуация населения из 10- и 30-километровой зоны ЧАЭС.
3 мая 1986 г. с 9.00 до 21.00 в соответствии с распоряжением №-09 от 2 мая 1986г. начальника Гражданской обороны и председателя Киевского облисполкома из 10- и 30-километровой зоны ЧАЭС было эвакуировано 7392 человека из 15 населенных пунктов.
Таблица 1.1.12
Хронология событий эвакуации Припяти

26.04.1986г.
8.00 - 9.00  
Запрос директора ЧАЭС об эвакуации населения из Припяти у председателя Правительственной комиссии без четкого представления радиационной обстановки на ЧАЭС и в городе. Разрешения не последовало.
23.00 Обсуждение в Правительственной комиссии вопроса об эвакуации населения из Припяти (принято решение усилить наблюдения за радиоактивной обстановкой, подтянуть предназначенный дли эвакуации транспорт к окраинам Чернобыля, окончательное решение принять утром 27.04.1986 г.)
27.04.1986г,
22.30 - 2.00
Убытие автотранспорта в районы катастрофы и сосредоточение его на рубеже Чернобыля: автобусов - 1225 (на 144 автобусах было установлено транспортно-санитарное оборудование), грузовых автомобилей - 360. Кроме того, на железнодорожной станции Янов были подготовлены два дизель-поезда на 1500 мест.
7.00 Председатель Правительственной комиссии на узком совещании объявил, что принял решение об эвакуации во второй половине дня 27.04.1986 г.
10.00 - 12.00 На совещании председатель Правительственной комиссии дал местным партийным и советским органам указания и объявил порядок эвакуации населения (временем и датой официально объявленного решения Правительственной комиссии о проведении эвакуации Припяти принято считать 12.00 27.04.1986 г.).
12.20 Инструкции начальников эвакосекгоров, их заместителей и старших нарядов.
13.00 Инструкции всего личного состава, задействованого в эвакуации.
13.10 Передача по местному радио сообщения Припятского горисполкома об эвакуации.
до 13.50 Повторный обход домов сотрудниками милиции.
13.50 Сбор жителей у подъездов своих домов.
14.00   Подача автобусов к местам сбора (начало эвакуации).
14.00 - 16.30 Проведение эвакуации: колонны из 20 автобусов и 5 грузовых машин направлялись за людьми и личным имуществом в Припять с интервалом в 10 мин в сопровождении ГАИ.
16.30   Практическое завершение эвакуации.
18.20 Поквартирный обход домов сотрудниками милиции (выявлено 20 человек, которые пытались уклониться от эвакуации)

Эвакуация происходила последовательно, в зависимости от численности людей в этих пунктах и их удаленности от ЧАЭС.
3, 4 и 7 мая 1986 г. была проведена эвакуация еще 44 населенных пунктов из 30-километровой зоны ЧАЭС и некоторых территорий вблизи нее. В период с 14 мая по 16 августа 1986 г. в соответствии с решением №-70 Особой группы ЦК Компартии Украины и распоряжениями №№-40/1, 49 и 64 начальника Гражданской обороны и председателя Киевского облисполкома дополнительно было эвакуировано 15 населенных пунктов (8 - Киевской и 7 - Житомирской областей).
Всего до середины августа 1986 г. из 81 населенного пункта Украины было эвакуировано 90784 человека. Около 25 тыс. человек было эвакуировано из 107 населенных пунктов Беларуси. Одновременно из 30-километровой зоны ЧАЭС было вывезено 60 тыс. голов крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных.
В целом, несмотря на ряд проблем в размещении переселяемых людей, что во многом связано с отсутствием заблаговременно разработанных планов эвакуации большого людей, эвакуация населения в тот период прошла в течение короткого времени и сравнительно организованно.
На этом этапе значительную помощь в эвакуации оказали транспортные организации Киева и Киевской обл. В эвакоперевозках участвовали 8387 единиц автотранспорта, в том числе 2452 единицы автобусов, около 400 единиц автотранспорта было привлечено из Вооруженных сил.
Для размещения переселяемых людей в соответствии с постановлениями Совета Министров УССР №№-206, 421 и распоряжением №-4б0-р 1986 г. для сельского н населения было построено более 11 тыс. домов усадебного типа и 402 объекта социально-культурного назначения.
Население Припяти и Чернобыля было обеспечено жильем в городах Украины, в основном в Киеве и Чернигове. 1040 семей было эвакуировано за пределы Украины: в Молдову, Прибалтику, Российскую федерацию. К концу 1993 г. 442 семьи изъявили желание возвратиться в Украину. Из них 226 семей уже обеспечены жильем на ее территории.
После дополнительных обследований загрязненных территорий Совет Министров УССР 28 июня 1989 г. отдал распоряжение №-244-СЂ о порядке и условиях переселения жителей некоторых населенных пунктов Житомирской и Киевской областей в связи с загрязнением радионуклидами почвы сверх допустимых норм. Начался период отселения жителей из зоны безусловного (обязательного) отселения.
Первым этапом реализации этого распоряжения стало постановление Совета Министров УССР №-333 от 30 декабря 1989 г., которым предусматривалось переселение жителей 12 населенных пунктов Народичского и 4 населенных пунктов Полесского районов.
В течение 1989 - 1991 гг. в соответствии с данным постановлением из указанных населенных пунктов в построенных или приобретенных у местного населения домах было поселено 3,2 тыс. человек. При этом места для строительства жилья переселенцы выбирали уже самостоятельно, и переселение в чистые районы Житомирской и Киевской областей происходило целыми селами и хозяйствами.
В конце 1989 г., когда в ходе радиологической паспортизации населенных пунктов Житомирской, Киевской, Черниговской, Ривненской и Волынской областей были выявлены интенсивно загрязненные территории, а также в связи с низкой эффективностью дезактивационных мероприятий в населенных пунктах, расположенных на загрязненных территориях, было принято постановление Совета Министров УССР №-315 от 14 декабря 1989 г. Этим документом было предусмотрено проведение дополнительных мероприятий по защите здоровья населения, особенно детей, предоставлено право на самостоятельный выезд из радиоактивно загрязненных территорий семей, в составе которых имеются дети в возрасте до 14 лет.
8 февраля 1990 г. правительством Украины было принято дополнительно постановление №-32 об отселении из населенных пунктов Полесское и Народичи семей, в составе которых имеются дети или беременные женщины. Этим постановлением предусматривалось отселение 800 семей в 20 областей Украины. Затем для этих целей решением Президиума Совета Министров УССР №-6 от 9 апреля 1990 г. было выделено 400 квартир в Киеве.



Рис 1.1.2 Схема расселения из пп Полесское Киевской обл

Так, семьи из пгт Полесское Киевской обл. были расселены в 50 населенных пунктах этой области, от 9 до 560 семей в каждом из них (рис. 1.1.2). Отселяемые из п.г.т. Полесское работали в различных трудовых коллективах, но многие из них находились в родственных и дружественных отношениях, и такой разрыв связей отрицательно повлиял на их моральное состояние. Однако есть достаточно много примеров глубоко продуманного и хорошо подготовленного переселения.
Жители с. Калиновка Народичского р-на Житомирской обл большинство из которых трудилось в местном колхозе им. Я.М. Свердлова, в соответствии с решением сельского схода приняли приглашение колхоза им. Энгельса (ныне сельскохозяйственная ассоциация) с. Бутовское Александрийского р-на Кировоградской обл. Учитывая благоприятные экологические условия с.Бутовское и хорошее черноземье в районе этого села (намного лучшее, чем в Полесье), сюда переехала значительная часть жителей с.Калиновка, связанная родственными и трудовыми отношениями. Отметим, что производственная и социально-бытовая инфраструктура этих сел находилась в упадке.


Рис I 1.3 Комплекс построек для переселенцев
Подобное решение, а именно переселение и объединение ранее неперспективных сел, имеет важное значение для возрождения части из них, что приобретает уже большое государственное значение.
В сжатые сроки, практически за полтора года, по контракту с румынской фирмой "Арчиф" возле с.Бутовское было качественно построено 96 жилых усадеб с комплексом подсобных хозяйственных построек (рис. 1.1.3).
Порядок обеспечения жильем граждан, которые самостоятельно выезжали из радиоактивно загрязненных территорий, был определен постановлением Совета Министров УССР №-115 от 21 мая 1990 г. 1 августа 1990 г. Верховный Совет УССР принял постановление "О неотложных мероприятиях по защите граждан Украины от последствий Чернобыльской катастрофы". В порядке выполнения этого постановления Совет Министров УССР 23 августа 1990 г. принял постановление №-228, которым предусматривалась реализация мероприятий по переселению в обязательном порядке жителей еще 66 населенных пунктов Житомирской, Киевской, Ривненской и Черниговской областей. При этом в связи с пожеланиями населения переселение осуществляется не только внутри этих областей, а также в иные области. Так, часть жителей Киевской обл. переселяется в Сумскую, Полтавскую и Харьковскую области, а Житомирской - в Кировоградскую, Николаевскую, Одесскую, Херсонскую, Тернопольскую, Винницкую, Черновицкую и Волынскую области Украины. Позже, 16 декабря 1992 г., было принято постановление Кабинета министров "О порядке отселения и самостоятельного переселения граждан с территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС №-706.
Так в зависимости от складывающихся условии и приобретенного опыта постоянно совершенствовались законодательная и нормативная база по обеспечению эвакуации и переселения.
Всего в течение 1986 - 1991 гг. из зоны обязательного отселения было эвакуировано 163 тыс. человек, в том числе в 1990 - 1991 гг. - 13658 человек и 58,7 тыс. человек добровольных переселенцев из всех зон влияния Чернобыльской катастрофы.
В 1992 - 1993 гг. было предусмотрено переселить из зоны обязательного отселения 34,8 тыс. человек и 50 тыс. человек добровольных переселенцев. К осени 1993 г. из 17099 семей, которые подлежали отселению, переселено 9054 семьи, из них в течение первых трех кварталов 1993 г. - 2339 семей.
В населенных пунктах компактного переселения жителей из загрязненных районов выполнен огромный объем строительных работ по развитию социально-бытовой инфраструктуры. Достаточно сказать, что только в 1986 - 1989 гг. было построено более 600 объектов социально-бытового назначения, благоустроено 3,5 млн м2 территорий, построено и отремонтировано 1400 км дорог, 600 км газопроводов и т.д. Однако в целом планы жилищно-коммунального строительства для пострадавшего населения постоянно не выполнялись. Особенно ощутимым было сильное отставание в развитии социально-бытовой инфраструктуры. Еще более усугубилась ситуация в жилищно-коммунальном строительстве после 1991 г., когда в Украине и СНГ начался сильнейший экономический кризис, основным катализатором которого явился энергетический кризис. Украина ныне поставлена перед жестокой реальностью: самостоятельно решать острые проблемы Чернобыльской катастрофы.
Опыт решения проблем эвакуации и переселения пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы в сжатые сроки и в трудных условиях представляет несомненный интерес для мировой общественности. Отдавая дань тем огромным усилиям, которые пришлось приложить для решения этих проблем, нельзя не отметить ряд серьезных уроков, которые не следует забывать.
1. Эвакуация и переселение людей в связи с возможными крупными техногенными катастрофами и стихийными бедствиями, как и все остальные мероприятия по смягчению или ликвидации их последствий, должны заблаговременно и тщательно планироваться, всесторонне подготавливаться, а готовность к проведению их периодически проверяться.
2. Планированию или бесплановому проведению эвакуации и переселения должна предшествовать тщательная экологическая, медико-биологическая и морально-психологическая оценка условий в местах переселения и возможных последствий таких действий.
Игнорирование такой оценки в период после Чернобыльской катастрофы привело к серьезным просчетам: из-за недооценки местных экологических, природных и социально-экономических условий были допущены ошибки в выборе мест нового строительства, новых поселений, особенно Славутича; несвоевременно была учтена динамика изменения условий формирования коллективной дозы облучения, в том числе постепенное увеличение доли внутреннего облучения, что обусловило переоценку в ряде случаев необходимости эвакуации и переселения и недооценку проблем обеспечения чистыми продуктами питания, а также медицинского и социально-бытового обслуживания.
Анализ обеспечения жильем переселенцев показал что из построенных домов более 500 к осени 1986 г. не были заселены и постепенно разрушались. Так, в с. Червоное Яготинского р-на Киевской обл. из 65 домов на 1 июня 1988 г. не было заселено 40, а в с.Супоевка этого же района из 140 не заселено 53. Одними из основных причин этого были низкое качество построенного жилья, неудовлетворительные социальные условия жизни, отсутствие рабочих мест для новоселов в этих
населенных пунктах.
Большие недостатки выявились и в распределении жилья, построенного для эвакуированных. При обследовании условий жизни 27,8 тыс. человек, проживающих в домах для эвакуированных, оказалось, что часть из них не имеет никакого отношения к этой категории жителей. Это люди из других, чистых населенных пунктов Украины и России, а также местные жители, которые улучшили свои жилищные
условия.
Начался обратный процесс - часть людей стала возвращаться в зону отчуждения. Весной 1987 г. в зоне отчуждения насчитывалось 900 "самоселов". На 1 сентября 1988 г. в этой зоне проживало уже около 1200 человек на территории Украины и примерно 6500 человек на территории Беларуси.
По данным анкетирования, проведенного весной 1992 г., подавляющее число "самоселов" (около 80 %) - это люди старше 60 лет, пенсионеры, из них 12 инвалидов Великой Отечественной войны и 18 инвалидов труда. Население допенсионного возраста работает в Чернобыле, в поселке Зеленый Мыс, а также в колхозах, прилегающих к зоне отчуждения.
Возвратившись в свои дома, "самоселы" ведут натуральное хозяйство и почти не выезжают за пределы зоны. Они обеспечивают себя продуктами питания, пользуясь услугами автолавок, которые 1-2 раза в неделю привозят им хлеб, молоко и другие продукты первой необходимости. Содержат на своих наделах птицу и поросят, многие имеют коров. Число женщин, возвратившихся в зону отчуждения, в два раза превышает число мужчин. В селах Ильинцы и Лубянка постоянно проживают несколько семей с детьми. Во время летних каникул количество детей в селах зоны значительно увеличивается. Основными причинами возвращения населения являются:
неудовлетворенность полученным жильем (построенные в быстром темпе дома оказались в значительной степени сырыми и холодными, просели фундаменты, образовались трещины);
поселение нескольких семей в домах с общей кухней, что привело к потере чувства хозяина и возникновению психологического напряжения и дискомфорта;
неудовлетворенность природными особенностями новых мест проживания (отсутствие сада, реки, леса, низкое плодородие почвы и т.д.);
подселение эвакуированных в другие семьи в связи с несвоевременным строительством жилья.
Определенный дискомфорт несло и нарушение сложившихся ранее родственных, дружеских, культурных связей, что привело к ухудшению морально-психологического состояния переселенцев.
85 % опрошенных одной из причин возвращения назвали тоску по родному дому. Учитывая, что большинство "самоселов" пожилые и старые люди, безусловно, существенную роль в мотивации возвращения сыграло и снижение адаптационных способностей пожилых людей к новым условиям жизни и новому окружению. Проживание в зоне отчуждения не вызывает у этих людей тревоги. 75 % опрощенных не осведомлены об условиях загрязнения мест их проживания и не желают слышать о какой-либо опасности, связанной с облучением.
В 1993 г. правительство Украины приняло решение о проведении регистрации лиц, возвратившихся в зону отчуждения после эвакуации 1986 г., и их прописке в населенных пунктах, расположенных вблизи зоны отчуждения, что позволит им получить удостоверения пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и пользоваться льготами, предусмотренными Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы".
В этой связи при планировании и проведении всех мероприятий по переселению большого количества людей должны предусматриваться оперативное и гибкое управление, регулируемое соответствующим нормативным законодательством, а также обеспечение и контроль за этим процессом, для чего необходимо подготовить нормативную базу.

ДАЛЕЕ

up.gif (200 bytes) m.gif (2186 bytes)up.gif (200 bytes)