a1.gif (1118 bytes)
a.gif (150 bytes) 1.gif (544 bytes)
  2.gif (445 bytes)
  3.gif (438 bytes)
  4.gif (570 bytes)
  5.gif (769 bytes)
  6.gif (515 bytes)
  7.gif (501 bytes)
  8.gif (450 bytes)

Как видим, в течение весьма длительного периода принятие мер, ограничивающих воздействие излучений от источников чернобыльского происхождения, базировалось на временных пределах дозовых нагрузок и соответствующих им производных уровнях загрязнения продуктов питания радионуклидами. При установлении этих уровней не учитывался ряд радионуклидов, дозообразующее значение которых не может быть проигнорированным.
Конечно, замедленность принятия обоснованной концепции безопасного проживания сказывалась на эффективности принимаемых мер. Завышение нормативных значений допустимых уровней поверхностных плотностей загрязнения территорий радионуклидами либо содержания радиоактивных веществ в кормах и продуктах питания скорее благоприятствовали преодолению экономических трудностей, нежели увеличению предотвращенной коллективной дозы или индивидуальных дозовых нагрузок. Это обстоятельство отчетливо осознавалось и общественностью, и государственной администрацией, в результате чего и были разработаны концепции безопасного проживания населения на загрязненных территориях. Процедура подготовки таких концепций в общих чертах состояла в том, что группы специалистов при Академиях наук либо при соответствующих комиссиях Верховных Советов России, Беларуси и Украины готовили документы, которые обсуждались на сессиях Верховных Советов как основа законов о правовом режиме территорий, загрязненных радионуклидами в результате аварии на ЧАЭС.
Приведем основные положения концепций, которые рассматривались правительствами или были утверждены сессиями Верховных Советов.
Один из первых вариантов концепции был подготовлен в Украине рабочей группой, созданной при Совете Министров Украины и состоящей из 20 ученых и специалистов различных министерств, ведомств и АН Украины. Председателем этой группы был академик АН Украины В.Г.Барьяхтар, который внес много нового в становление подходов к формированию концепции безопасного проживания на загрязненных радионуклидами территориях. В ее работе принимали участие академики АН Украины Д.М.Гродзинский, В.Г.Пинчук, доктора наук Л.Б.Пинчук, Я.И.Серкиз, кандидаты наук Л.М.Попова, О.А.Бобылева и ряд других специалистов.
Группа начала работу еще в начале 1990 г., в связи с чем приоритетность разработанного ею ряда принципов составления концепции проживания на загрязненных территориях не вызывает сомнений.
Таблица І.1.11
Временные пределы годовых доз на 1987 - 1989 гг., рекомендованные НКРЗ СССР

Календарный год Предельно допустимая доза всех источников облучения (эффективная эквивалентная от всех источников облучения в результате аварии), мЗв/год
1986 (только внешнее облучение) 100
1987 30
1988 25
1989 25

Основная идея концепции состоит во введении двух значений индивидуальных дозовых нагрузок - 1 РјР-РІ/год и 5 мЗв/год, которые служат ориентирами для реализации стратегии противорадиационной защиты населения. Этим значениям нижней и верхней границы лучевого воздействия соответствуют дозы 70 и 350 мЗв за жизнь для критической группы населения (дети 1986 г. рождения с ожидаемой продолжительностью жизни 70 лет). Этот подход - введение нижней и верхней границ дозовых нагрузок, о котором было доложено академиком В.Г.Барьяхтаром на Международной конференции по катастрофам в 1990 г. в Киеве, обогатил общую теорию катастроф.
Основные положения концепции таковы:
1. Человек, проживающий на загрязненной территории либо проживавший там не менее установленного минимального срока, имеет право на компенсацию ущерба в виде законодательно определенных систем медицинского и социального обеспечения, льгот, компенсаций и гарантий.
2. Основным показателем для принятия решения о необходимости осуществления защитных мероприятий, их характера и масштаба, а также компенсации ущерба есть доза облучения, которая формируется за счет радиоактивных выпадений вследствие аварии на ЧАЭС с учетом доз, накопленных с момента аварии.
3. Считать необходимым завершение обязательного отселения из населенных пунктов, перечень которых утвержден с учетом установленного уровня вмешательства и социально-экономических условий, предусмотренных в Программе неотложных мероприятий на 1990 - 1992 гг.
4. Установить, что допустимое превышение радиоактивного облучения населения от радиоактивных выпадений вследствие чернобыльской аварии (над уровнем естественного и доаварийного техногенного радиационного фона для данной местности) определяется величиной 1 мЗв (0,1 бэр) среднегодовой эффективной эквивалентной дозы облучения. При этом доза за жизнь с учетом ранее накопленной для критической группы населения (дети 1986 г. рождения) не должна превысить 70 мЗв (7 бэр).
5. При уровне дозы облучения 1 мЗв (0,1 бэр) в год и ниже условия проживания и трудовая деятельность населения не требуют каких-либо ограничений.
В случае, когда доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) в год сверх естественного и доаварийного техногенного фона, необходимо осуществлять защитные мероприятия (контрмеры).
К мероприятиям противорадиационной защиты относятся: радиационный контроль окружающей соеды и продуктов питания, мероприятия, направленные на снижение содержания радионуклидов и воздухе, воде, почве и сельскохозяйственной продукции, а также на снижение дозовых нагрузок от техногенных источников, в том числе медицинских.
Комплекс защитных мероприятий должен обеспечить постоянное снижение радиационных нагрузок и уровней загрязнения продуктов питания при одновременном ослаблении ограничений, которые нарушают привычный уклад жизни и деятельности населения, что должно обеспечить компенсацию состояния здоровья населения при превышении в 1991 г. уровня индивидуальной дозы 5 мЗв (0,5 бэр) с максимальным ежегодным снижением этого предела до 1 мЗв (0,1 бэр), так, чтобы для критической группы населения (дети 1986 г. рождения) доза за жизнь с учетом накопленной до 1991 г. не превысила 150 мЗв (15 бэр).
При этом в 1991 г. дозы выше 5 мЗв (0,5 бэр) в год могут быть у жителей населенных пунктов, где плотность загрязнения территории 137Cs превышает 15 Ки/км2,90Sr). _ около 3 Ки/км2, 239Pu _ около 0,1 Ки/км2 и где содержание радионуклидов в продуктах питания не отвечает международным допустимым уровням. Дозы от 1 до 5 мЗв (0,1 - 0,5 Бэр) в год - у жителей населенных пунктов, где плотность загрязнения территории137Cs от 5 до 15 Ки/км2и меньше и где содержание радионуклидов в продуктах питания превышает международные допустимые уровни.
Исходя из сказанного, на 1991 - 1996 гг. устанавливаются единые допустимые уровни облучения.
Если не представляется возможным достичь в 1991 г. уровня индивидуальной дозы ниже 5 мЗв (0,5 бэр), население подлежит обязательному переселению.
Подлежат также переселению семьи, в составе которых имеются дети, получившие дозы облучения щитовидной железы выше установленных аварийных уровней, либо лица со стойкими негативными изменениями состава периферической крови.
6. Помимо противорадиационной защиты, контрмеры должны обеспечивать:
улучшение медицинского обслуживания населения, в том числе специализированный контроль над группами повышенного риска;
поставку населению "чистых" (не превышающих международных нормативов) продуктов, включая добавки микроэлементов, витаминов и т.п. для полноценного питания;
снижение социально-психологического напряжения, консультирование, регулярное научно оцененное информирование;
социально-экономическую защиту (компенсации, льготы, гарантии, организация зон свободного экономического развития и т.п.).
Значение каждого мероприятия и его удельный вес следует оценивать на основе принципа оптимизации по критерию получения максимального эффекта в защите здоровья населения.
7. К контрмерам должно относиться добровольное переселение. Человек, проживающий на загрязненной территории, имеет право на основе выданной ему объективной информации о радиационной обстановке, дозе облучения и возможных последствиях для здоровья самостоятельно принять решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении в другое место.
Ни одно из принимаемых решении не должно давать экономических преимуществ.
Условия отселения (очередность, размеры компенсации и др.) зависят от дозовой нагрузки и других факторов (экологических, социальных, медицинских).
Разработка и реализация соответствующих планов находятся в компетенции правительства государства.
8. Для населения, которое получило значительные дозовые нагрузки, обязательно осуществляется комплекс мероприятий по специальному постоянному контролю за состоянием здоровья и профилактике. Особое внимание уделяется детям с облученной щитовидной железой и со стойкими негативными изменениями состава периферической крови.
Использовать с целью контроля Государственный регистр, обеспечить его надежное функционирование на всех уровнях - от районного до союзного. Обеспечить достоверность данных о заболеваемости.
9. Принять законодательные акты, направленные на защиту здоровья и прав граждан, оказавшихся в зоне действия неблагоприятных факторов вследствие аварии, а также граждан, принимавших участие в ликвидации ее последствий. Решения правительства должны гарантировать реализацию основных положений концепции.
10. С целью дальнейшего усовершенствования этой концепции продолжить фундаментальные и прикладные исследования по радиационной медицине, радиационной генетике, радиобиологии, радиоэкологии, сельскохозяйственной радиологии и дать оценку социально-экономических и психологических аспектов, связанных с проблемами действия чернобыльской аварии на здоровье населения.
11. Разработать единые методики определения дозовых нагрузок и уровней вмешательства.
12. Данная концепция может быть реализована только при условии полного целевого финансирования и выполнения единой долгосрочной Государственной программы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Как видно, в этой концепции основными параметрами, определяющими уровни вмешательства, являются годичный уровень допустимой дозовой нагрузки, равный 1 мЗв, и пожизненная допустимая доза 70 мЗв.
Эти же параметры фигурируют и в других концепциях. Так, концепция безопасного проживания на загрязненных территориях, которая была подготовлена Комиссией Верховного Совета Украины, вошла в Закон Украины о правовом режиме территории, радиоактивно загрязненной в результате аварии на ЧАЭС, в виде отдельных статей. Приведем тексты этих статей.
Статья 1. Определение территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.
К территориям, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, в пределах Украины относятся территории, где возникло устойчивое загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами сверх доаварийного уровня, которое с учетом природно-климатических и комплексных экологических характеристик конкретных территорий может привести к облучению населения в дозах свыше 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год и которое требует принятия мер относительно радиационной защиты населения и других спецвмешательств, направленных на ограничение дополнительного облучения населения, обусловленного Чернобыльской катастрофой, и обеспечение его нормальной хозяйственной деятельности.
Статья 2. Определение категорий зон радиоактивно загрязненных территорий.
В зависимости от ландшафтных и геохимических особенностей почв, значения превышения природного доаварийного уровня накопления радионуклидов в окружающей среде, связанных с ними степеней возможного отрицательного влияния на здоровье населения, требований относительно осуществления радиационной защиты населения и других специальных мероприятий территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на такие зоны:
1) зона отчуждения - это территория, с которой была проведена эвакуация населения в 1986 г.;
2) зона безусловного (обязательного) отселения - это территория, которая подверглась интенсивному загрязнению долгоживущими радионуклидами с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 15 Ки/км2и выше, либо стронция от 3,0 Ки/км2и выше, либо плутония от 0,01 до 0,1 Ки/км2и выше, а также территории с почвами, которые благоприятствуют интенсивной миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 5,0 до 15,0 Ки/км2, либо стронция от 0,15 до 3,0 Ки/км2, либо плутония от 0,01 до 0,1 Ки/км2, где эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в до аварийный период;
3) зона гарантированного добровольного отселения - это территория с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 5,0 до 15,0 Ки/км2, либо стронция от 0,15 до 3,0 Ки/км2, либо плутония от 0,01 до 0,1 Ки/км , а также территории с почвами, которые способствуют интенсивной миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Ки/км2, либо стронция от 0,02 до 0,15 Ки/км2, либо плутония от 0,005 до 0,01 Ки/км2, где эффективная эквивалентная доза облучения человека может превысить 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
4) зона усиленного радиоэкологического контроля - это территория с плотностью загрязнения почвы изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Ки/км2, либо стронция от 0,02 до 0,15 Ки/км2, либо плутония от 0,005 до 0,01 Ки/км2, а также территории с почвами, которые способствуют интенсивной миграции радионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 0,2 до 1,0 Ки/км2, где эффективная эквивалентная доза облучения человека не должна превышать 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.
Дополнительные критерии загрязненности почв радионуклидами могут устанавливаться НКРЗ Украины.
Для определения категорий зон по уровню загрязненности почвы радионуклидами устанавливается 90-процентный показатель от общего числа замеров плотности ее загрязнения, расположенных в порядке их возрастания.
Статья 3. Определение радиационно опасных земель.
Радиационно опасные земли - это земли, на которых невозможно дальнейшее проживание населения, получение сельскохозяйственной и другой продукции, продуктов питания, соответствующих республиканским или международным допустимым уровням содержания радиоактивных веществ, или которые нецелесообразно использовать по условиям экологии.
Такие земли находятся в зонах, отмеченных в пунктах 1 и 2 статьи 2 данного Закона. Закон регламентирует правовой режим всех указанных зон. Статья 12. Виды деятельности, запрещенные в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения.
Земли зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения выводятся из хозяйственного оборота, отграничиваются от смежных территорий и переводятся в категорию радиационно опасных земель.
В зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения запрещается:
постоянное проживание населения;
деятельность с целью получения товарной продукции;
пребывание лиц, не имеющих на это специального разрешения, а также привлечение к работе лиц в возрасте до 35 лет без их согласия;
вывоз за пределы зон без специального разрешения земли, глины, песка, торфа, древесины, а также растительных кормов, лекарственных растений, грибов, ягод и других продуктов побочного лесопользования за исключением образцов для научных целей;
вынос или вывоз из зон строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, домашних вещей и т.п. без специального разрешения и дозиметрического контроля;
сельскохозяйственная, лесохозяйственная, производственная и другая деятельность, а также строительство без специального разрешения;
выпас скота, нарушение среды обитания диких животных, спортивная и промышленная охота и рыболовство;
перегон скота, сплав леса, транзитный проезд всех видов транспорта. Въезд на территорию зоны и выезд из нее осуществляются только по специальным пропускам с обязательным дозиметрическим контролем людей и транспортных средств;
любая другая деятельность, которая не обеспечивает режим радиационной безопасности.
Закон предусматривает мероприятия, способствующие снижению риска заболеваемости населения в зоне усиленного радиоэкологического контроля.
Статья 19. Мероприятия по снижению риска заболеваемости населения в зоне усиленного радиоэкологического контроля.
С целью снижения риска заболеваемости населения и уменьшения доз радиоактивного облучения в зоне усиленного радиоэкологического контроля государством гарантируется:
перепрофилирование производств на выпуск экологически чистой продукции;
постоянный дозиметрический контроль радиоактивного загрязнения почв, воды, воздуха, продуктов питания, сырья, жилых и производственных помещений, а также медико-биологический и радиоэкологический мониторинг;
проведение сплошной ежегодной медицинской диспансеризации населения и обеспечение ранней профилактики заболеваний;
обеспечение населения в необходимом количестве и ассортименте медицинскими препаратами, питьевой водой, чистыми продуктами питания, в том числе такими, которые отличаются радиопротекторными свойствами и содействуют выведению радионуклидов из организма;
в случае целесообразности дезактивация территории специализированными подразделениями;
поэтапная сплошная газификация населенных пунктов и строительство дорог с асфальтовым или бетонным покрытием;
предоставление гражданам, проживающим в указанной зоне, льгот и компенсаций, предусмотренных Законом "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы".
Концепции, принятые в Беларуси и России, также базируются на понятиях двух границ радиационных воздействий - 70 и 350 мЗв за 70 лет жизни для критической группы населения в отличие от "35-бэрной концепции" профессора Л.А.Ильина. Определение этих границ дает возможность планировать реалистическую этапность в снижении уровней ВДУ со временем.
Только во второй половине 1990 г. правительством СССР была организована межведомственная комиссия, состоящая из 60 человек и руководимая академиком АН СССР С.Т.Беляевым. Задача этой комиссии состояла в разработке "принципов и критериев в поддержку практических мер по устранению возможных отрицательных последствий чернобыльской аварии для здоровья населения и компенсации нанесенного ущерба".
В 1991 г. правительством СССР была утверждена новая "Концепция проживания населения в районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС". Согласно этой концепции на всех территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, установлен минимальный уровень вмешательства, равный 1 мЗв средней годовой эффективной эквивалентной дозы облучения. Введен также верхний уровень, составляющий 5 мЗв за 1991 г. В интервале доз от 1 до 5 мЗв в год осуществляются защитные мероприятия, а жители имеют право на добровольное переселение из этой территории.
Приведем основные положения концепции безопасного проживания на загрязненных территориях, которая была принята в России.
Основные принципы и критерии концепции:
1. Основным показателем для принятия решений о необходимости проведения защитных мероприятий, их характере и масштабах, а также возмещения ущерба является доза облучения, вызванная радиоактивностью в результате аварии на ЧАЭС.
2. Дополнительное облучение населения от аварийных радиоактивных выпадений ЧАЭС, дающее в 1991 и последующих годах среднегодовую эффективную эквивалентную дозу облучения, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр), является вполне допустимым и не требующим каких-либо вмешательств.
3. При дозе выше уровня 1 мЗв (0,1 бэр) в год необходимо проводить защитные мероприятия (контрмеры).
Комплекс защитных мероприятий должен быть нацелен на постоянное снижение дозовой нагрузки при одновременном ослаблении ограничений, нарушающих привычный образ жизни и хозяйственную деятельность. Оптимизацию достижения этих целей следует проводить с учетом условия непревышения средней эффективной эквивалентной дозы уровня 5 мЗв (0,5бэр) в 1991г. с максимально возможным, оправданным экономическими и социальными факторами, ежегодным снижением этого предельного уровня вплоть до 1 мЗв (0,1 бэр).
4. В число контрмер может входить добровольное отселение. Человек, проживающий на загрязненных территориях, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. Ни одно из принятых решений не должно давать прямых экономических преимуществ.
При этом необходимо учитывать социально-психологические последствия переселения. Оно может оказать большее отрицательное влияние на состояние здоровья, чем непосредственно радиационный
фактор.
Таким образом, в концепции предложено проводить исключительно обязательные массовые переселения, допуская добровольные только как средство снижения стрессов и социально-психологической напряженности, не стимулируя их ни экономическими, ни административными методами. В связи с этим в последнее время предполагается перейти от сравнительно жестких мер радиационной защиты, сопряженной с обязательным переселением, строгими ограничениями образа жизни и хозяйственной деятельности, к существенно более мягким, вплоть до содействия возврата прежних жителей на оставленные территории. Соответственно этой тенденции принято и менее жесткое районирование территории на зоны. Так, предполагается не выделятьзону отселения.
В Беларуси концепция безопасного проживания на загрязненных территориях базируется на таких положениях:
1) Для проживания без ограничений, включая характер трудовой деятельности, установлен дополнительно допустимый предел облучения за счет радиационного фактора, составляющий 1,0 мЗв (0,1 бэр) в год. Указанный предел облучения может достигаться поэтапно: 1991 г. - 5 мЗв (0,5 Бэр) в год, 1993 г. - 3 мЗв (0,3 Бэр) в год, 1995 г. - 2 мЗв ( 0,2 бэр) в год, 1998 г. - 1 мЗвІ (0,1 Бэр) в год.
2) Всю территорию по условиям проживания и плотности загрязнения радионуклидами разделить на зоны:
зона отчуждения - зона отселения в 1986 г., прилегающая к территории ЧАЭС;
зона обязательного отселения - территория с плотностью загрязнения почв137Cs,90Sr и Pu соответственно 1480, 111 и 3,7 кБк/м2;
зона отселения - территория с плотностью загрязнения почв137Cs,90Sr и Pu соотвественно от 555 до 1480, от 74 до 111 и от 1,85 до 3,7 кБк/м2, где доза облучения человека может превысить 5 мЗв (0,5 бэр) в год;
зона с правом на отселение - территория с плотностью загрязнения почв137Cs,90sr и Pu соответственно от 185 до 555, от 18,5 до 74 и от 0,37 до 1,85 кБк/м2, где допустимый предел облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) в год;
зона проживания с периодическим контролем - территория с плотностью загрязнения почв137Cs от 37 до 185 кБк/м2, где допустимый предел облучения человека не должен превышать 1 мЗв (0,1 бэр) в год.
Как видим, в Беларуси положения концепции очень близки к тем, которые приняты в Украине: установлено значение допустимого дополнительного облучения 1 мЗв в год и проведено соответствующее этой дозовой нагрузке районирование территорий по поверхностной плотности загрязнения долгоживущими радионуклидами.
Естественно, чем меньше значение дозового предела, тем более гуманной выглядит концепция. Однако следует иметь в виду, что чем меньше значение дозового предела, тем больше средств требуется вкладывать в его достижение, и неизбежно возникает проблема, вкладывать ли средства в уменьшение дозовых нагрузок или в контрмеры общего медицинского характера. Кроме того, практически сложно осуществлять достаточно строгий контроль над низкими уровнями облучения и очень малыми содержаниями радионуклидов в продуктах питания. И если сравнительно просто контролировать уровни содержания в среде 137Cs в зоне жесткого радиационного контроля, то организация достаточно широкого мониторинга по 90Sг и Рu представляет собой неизмеримо более сложную и дорогостоящую задачу. Поэтому узловые параметры, на которых базируется концепция, должны избираться с учетом практической возможности контроля за соблюдением требований концепции. Именно то обстоятельство, что при выборе дозового параметра следует основываться не только на соображениях исключительно радиологического характера, но принимать во внимание экономическую и техническую возможности осуществления концепции, усложняет задачу ее построения, и природа ключевого параметра в итоге оказывается сложной, включающей и медицинский, и экономический аспекты. Этим и объясняется некоторое несовпадение положений концепций.
Хотелось бы также отметить, что ни одна из рассмотренных концепций не оперирует в явном виде понятием коллективной дозы. Между тем, очевидно, необходимо добиваться минимизации коллективной дозы, иначе может возникнуть ситуация, когда снижение индивидуальных дозовых нагрузок будет сопровождаться увеличением коллективной дозы вследствие возрастания контингента питающихся загрязненными продуктами людей. Ориентация только на индивидуальные дозовые нагрузки была характерной для первых двух-трех лет после аварии, когда довольно сильно загрязненные продукты животноводства "разбавлялись" по ряду областей, что привело к выносу определенной коллективной дозы на обширную популяцию.
Конечно, необходимо стремиться к снижению и индивидуальных дозовых нагрузок, и коллективной дозы. При этом ключевым должен быть принцип АЛАРА. Этот принцип, сформулированный в 1954 г. НКРЗ США, состоит в том, что "экспозиция при облучении должна быть на минимальном практически достижимом уровне". Названием принципа является аббревиатура выражения "as low as reasonably achievable", что в переводе означает "настолько низкий, насколько это разумно достижимо".
Конечно, в самом принципе АЛАРА содержится элемент неопределенности, заключающийся в том, что уровень облучения, при достижении которого производится соответствующее вмешательство, определяется "практической достижимостью". Эта же достижимость зависит от экономических возможностей общества, а значит, от приоритетов, на которых основывается текущая политика государства. Следовательно, принцип АЛАРА будет эффективным только тогда, когда в качестве высшей ценности реально воспринимается состояние здоровья населения. Вместе с тем после очень крупных аварий типа чернобыльской крайне важным является наиболее эффективное распределение наличных средств в отношении предотвращенного риска. В этом случае определение конкретных способов реализации принципа АЛАРА представляет собой экономическую задачу, поскольку сводится к нахождению такого способа распределения имеющихся ресурсов, при котором будет достигнуто максимальное значение предотвращенной дозы. Если с этих позиций рассматривать охарактеризованные выше концепции, то можно отметить следующее:
1) расчеты расходов, связанных с реализацией концепции, проводились после принятия соответствующих государственных законов, базирующихся на данной концепции. Оказалось, что выполнить эти законы настолько трудно, что переселение людей из населенных пунктов, находящихся в соответствующих зонах, затянулось на ряд лет, и к настоящему времени население получило 60 - 70 % ожидаемой дозы
за жизнь;
2) в концепции не была учтена необходимость минимизации коллективной дозы по отдельным регионам в зоне влияния аварии;
3) не было уделено достаточного внимания экономической оценке альтернативных способов предотвращения индивидуальных дозовых нагрузок и снижения коллективной дозы;
4) не был проведен сравнительный анализ рисков, связанных с осуществлением мер по реализации концепции;
5) по-видимому, решение экономических задач, связанных с осуществлением контрмер, должно было базироваться в основном на фондах общественного потребления, а не на системе компенсаций.
Вместе с тем нельзя не отметить большую и напряженную работу ученых, врачей и государственных учреждений по разработке концепции и нахождению путей защиты населения от переоблучения в условиях самой жестокой в истории ядерной опасности, нависшей над населением Украины, Беларуси и России.

ДАЛЕЕ

up.gif (200 bytes) m.gif (2186 bytes)up.gif (200 bytes)