a1.gif (1118 bytes)
a.gif (150 bytes) 1.gif (544 bytes)
  2.gif (445 bytes)
  3.gif (438 bytes)
  4.gif (570 bytes)
  5.gif (769 bytes)
  6.gif (515 bytes)
  7.gif (501 bytes)
  8.gif (450 bytes)

* Погрешность оценки Q ±50 %. Она определяется погрешностью дозиметрических приборов, радиометрических измерений радионуклидного состава проб воздуха и почвы, а также погрешностью, обусловленной усреднением выпадения на площади.
** Значения Q пересчитаны на 6 мая 1986 г. с учетом радиоактивного распада. В момент выброса 26 апреля 1986 г. активность составляла 20 - 22 Мки
Лавообразные топливосодержащие массы (ТСМ) попали на нижние этажи - в бассейн-барбатер второго этажа, парораспределительный коридор, предаппаратное помещение, коридоры и помещения третьего этажа, примыкающие к реактору. Общее количество топлива, находящегося в лавах, составляет 135 (±30) С‚ [26].
Использовав в качестве основного теплометрический метод, специалисты вышеупомянутой Комплексной экспедиции смогли определить местонахождение и количество ядерного топлива по периферийным измерениям температуры и тепловых потоков. Лавообразные ТСМ разделены на следующие виды:
шоколадно-коричневая и антрацитно-черная керамика в парораспределительном  коридоре и "слоновой ноге" в помещении 217;
пемзообразная масса в бассейнах-барбатерах первого и второго этажей. Это рассыпчатые куски серо-коричневого цвета, образовавшиеся предположительно при первоначальном контакте высокотемпературной лавы с водой, вспененной мгновенно выделившимся паром;
шлакообразные массы в парораспределительныйј коридоре и бассейнах-барбатерах. Они занимают промежуточное положение между керамикой и пемзой и имеют либо красно-коричневую, либо иссинл-черную окраску.
Содержание топлива в этих массах составляет в среднем 10 % веса [26]. Установлено, что со временем состояние ТСМ изменяется. В феврале 1989 г. в парораспределительный  коридоре черная лава имела блестящую стекловидную поверхность. В 1990 г. поверхность ее стала грязно-черной и на ней появились ярко-желтые пятна и разводы размерами 1-2 смј. Механизмы разрушения лав ТСМ пока не установлены, но, несомненно, они связаны с мощными облучениями альфа-, бета- и гамма-частицами.
В заключение приведем выводы Комплексной экспедиции ИАЭ им. И.В.Курчатова относительно общего количества топлива, оставшегося в саркофаге. Согласно балансу между выброшенным топливом и первоначальным его количеством в саркофагедолжно находится180 т урана, из которых ТСМ составляют приблизительно 150 т. Оставшиеся 30 т могут быть в центральном зале (примерно 15 т), под северной каскадной стеной и в других помещениях 4-го энергоблока.
1.1.7. Оценка масштабов и степени радиоактивного загрязнения природной среды в зоне влияния аварии на ЧАЭС
Под действием ветра радиоактивные выбросы распределились по территориям Украины, Беларуси и России [2]. Первая струя радиоактивности и радиоактивное облако разделились на две части в направлениях к западу и северу. Города Припять (население 45 тыс. человек, расстояние от станции 3 км) и Чернобыль (население 20 тыс. человек, расстояние от станции 12 км) оказались между этими потоками и подверглись загрязнению в значительно меньшей степени, чем, например, "рыжий лес", где уровни радиационных полей на расстоянии 2 км от станции составляли 100 Р/ч. Уровни мощности радиационных полей в Припяти до эвакуации не превышали нескольких мР/ч. Такова же была обстановка и в Чернобыле, где средние уровни гамма-излучения (май 1986 г.) составляли от 10 до 20 мР/ч. Нетрудно представить, каковы были бы масштабы трагедии, если бы первоначальное радиоактивное облако прошло через Припять и Чернобыль.
Через трое суток, 29 апреля 1986 г., направление ветра изменилось на южное и радиоактивное облако двинулось на Киев. К этому времени мощность выбросов из реактора существенно снизилась (примерно в пять раз по сравнению с 26 апреля 1986 г., табл. 1.1.2). Это привело к тому, что в Киеве уровни радиации были несколько меньшими: в среднем 1,5 мР/ч 30 апреля и 0,6 мР/ч 1-2 мая 1986 г. (местами мощность дозы была большей, например на проспекте Науки - 2,2 Мр /ч). Затем уровень радиации в Киеве начал снижаться [2].
После 2 мая, когда мощность выбросов из реактора снова возросла (табл. 1.1.2), направление ветра изменилось на юго-западное, а затем на северо-западное и северное. Такое направление ветра в первые десять дней после аварии привело к тому, что в Припяти, Чернобыле и Киеве радиационный удар оказался более мягким по сравнению с теоретически возможным. К сожалению, ряд населенных пунктов, расположенных к северу и западу от ЧАЭС, попали в зону сильного радиационного загрязнения. Условно загрязнение территорий Украины, Беларуси и России можно разбить на три следа: северный, западный и южный.
В настоящее время основными дозообразующими элементами являются цезий, стронций и плутоний. Наибольшую роль из них играет цезий. стронций и плутоний находятся главным образом в 30-километровой зоне ЧАЭС. Загрязнение территорий Украины, Беларуси и России (распределение по площадям и удельной величине загрязнения) представлено в табл. 1.1.3 [I]. В табл. 1.1.4 приведены данные о количестве жителей, проживающих на загрязненных территориях. Площади сельскохозяйственных угодий, загрязненных137Cs до 5 Ки/км2, составляют (в тыс. га): по России (Брянская обл.) - 183,7; Украине - 3316; Беларуси - 914. Имеются также пятна в Краснодарском крае, в районе Сухуми и странах Балтии.
Таблица 1.1.3
Площади территорий, загрязненных -137Cs, тыс. га

Республика Степень загрязнения Ки/км2
5-15 15 -40 40
Всего
РСФСР 454 235 36 725
УССР 235,5 74 68 377,5
БССР 720,2 406 221 1347,2
Всего 1409,7 715 325 2449,7

Таблица 1.1.4
Количество населения, проживающего на загрязненных территориях, тыс.человек

Республика Степень загрязнения Ки/км2
  до 5         5-15   15 -40   40
Всего
РСФСР (только Брянская обл.) 109,0 73,5 109,7 5,2 297,4
УССР 1227,3 204,2 29,7 19,2 1480,4
БССР 1734,0 267,2 94,6 9,4 2105,2
Всего 3070,3 544,3 234,0 33,8 3883,0

В значительно меньшей степени подверглись загрязнению территории европейских стран - Австрии, Болгарии, Венгрии, Италии, Норвегии, Польши, Румынии, Англии, Турции, Греции, Германии, Финляндии, Швеции, Югославии.
Карты радиоактивных загрязнений были получены специалистами ведомств СССР (Госкомгидромет, Минобороны, Минздрав, АН СССР, АН УССР, АН БССР) к июлю - августу 1986 г. До мая 1989 г. эти карты считались секретными и использовались лишь правительственными органами для принятия решений. В мае 1989 г. они были рассекречены, опубликованы в газетах, отдельных брошюрах и стали доступными широким слоям населения. В своей основе данные 1986 г. остались неизменными и после уточнений, сделанных в 1987 - 1990 гг.
За пределами промплощадки ЧАЭС средний выброс по всем радионуклидам на территории СССР составил ~ 3,5 % от общего количества продуктов деления, теоретически находившихся в реакторе 4-го энергоблока за время его работы (это не относится к ядерному топливу) [З].
1.1.8. Современная оценка причин и обстоятельств возникновения и развития аварии на 4-м энергоблоке ЧАЭС
Правительственная комиссия, которая расследовала чернобыльскую аварию, назвала причины взрыва реактора. По определению суда ряд специалистов, причастных к аварии на ЧАЭС, были признаны виновными.
В середине 1990 г. в Госкомитете СССР по надзору за безопасностью в промышленности и атомной энергетике ввиду разногласий в выводах Правительственной комиссии и в отчетах, подготовленных для МАГАТЭ, была создана новая комиссия для выяснения причин и обстоятельств чернобыльской аварии.
Спустя восемь лет первая официальная советская версия причин Чернобыльской катастрофы, представленная на Венской встрече МАГАТЭ в августе 1986 г. (через 4 месяца после самой катастрофы), выглядит как попытка возложить бремя вины на операторов ЧАЭС и при этом умолчать об ответственности проектантов и ядерщиков, причастных к созданию реактора для ЧАЭС и допустивших конструктивные просчеты [5]. Делегация СССР, вероятно, умолчала о проблеме контрольных регулирующих стержней РБМК (так называемый эффект положительной остановки), а лишь перечислила ряд "нарушений" несуществующих правил со стороны операторов. Официальная советская версия была использована Международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG) для составления отчета INSAG-1 об аварии на ЧАЭС в 1986 г. Этот документ был принят на Западе как санкционированная версия причин и выводов о Чернобыльской катастрофе.
Значительно позже INSAG опубликовала модернизированную версию (отчет INSAG-7), которая является попыткой внести ясность и более четко определить меру вины проектантов реактора и операторов ЧАЭС. Основным источником новой информации, приведенной в INSAG-7, стал отчет 1991 г. специальной комиссии, созданной Госкомитетом СССР по надзору за безопасностью в промышленности и ядерной энергетике, которую возглавил Н.А.Штейнберг [25]. Этот отчет хотя и не дает окончательного анализа катастрофы, но уже представляет собой объективную попытку проникнуть в суть ее реальных причин. Кроме того, в нем исследуются документальные источники, отмечаются некоторые их противоречия с официальным советским докладом, представленным в МАГАТЭ в августе 1986 г. В документе INSAG-7 признаются значимыми недостатки в проекте стержней РБМК и делается вывод о том, что "скорее всего" завершающим аккордом в развитии аварии "было введение стержней безопасности в решающий момент эксперимента". В отчете комиссии Н.А.Штейнберга также подчеркивается, что ряд нарушений со стороны операторов, указанных в INSAG-1, в действительности вовсе не были нарушениями по той простой причине, что те правила, на которые ссылались и которые якобы были нарушены, не существовали (например, эксплуатация ниже 700 МВт не была запрещена, как и эксплуатация одновременно всех восьми главных циркулярных насосов; не запрещалось отключение аварийной системы охлаждения и блокирование двухтурбинного останова). Операторам вновь сослужил плохую службу проект станции.
Одной из отличительных особенностей отчета комиссии Н.А.Штейн6ерга является то, что в нем убедительно доказывается, что действующие стандарты и правила, регламентируемые Правилами по ядерной безопасности для АЭС (ПБЯ-04-74) и Общими правилами безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации АЭС (ОПБ-73), на 4-м энергоблоке ЧАЭС были серьезно нарушены еще тогда, когда РБМК для станции только проектировался и строился в первую очередь. Комиссия Н.А.Штейн6ерга считает, что проектанты прекрасно знали еще до катастрофы в Чернобыле об опасностях, которые могут возникнуть при эксплуатации реакторов типа РБМК, и что в этих случаях необходимо предпринимать. Уже через месяц после аварии на ЧАЭС в Правительственную комиссию поступили документы, в которых говорилось о несовершенстве проекта реактора РБМК. Но они остались без внимания. Это, а также очевидная направленность на устранение недостатков реактора после взрыва давно вызывали у специалистов сомнение относительно правильности официальной версии СССР, по которой причины аварии кроются лишь в нарушениях порядка и режима эксплуатации, допущенных персоналом ЧАЭС.
Непосредственным толчком к новому изучению причин катастрофы стало частное расследование инженера-инспектора Атомнадзора А.А.Ядрихинского. После катастрофы его назначили на несколько месяцев инспектором по ядерной безопасности на ЧАЭС. Получив доступ ко всем документам, он подготовил доклад "Ядерная авария на 4-м блоке ЧАЭС и ядерная безопасность реакторов РБМК" [44], где впервые проанализировал соответствие реактора требованиям безопасности и рассмотрел мотивы нарушений, допущенных операторами. Этим подходом воспользовалась и комиссия Н.А.Штейн6ерга.
Международная консультативная группа по ядерной безопасности МАГАТЭ пришла к выводу, что самая главная причина катастрофы - отсутствие культуры безопасности. Это понятие выходит далеко за границы эксплуатации и охватывает все виды деятельности, которые могут повлиять на безопасность, в том числе законодательную и исполнительную сферы [25].
1.1.9. Хроника основных чернобыльских событий
Первоочередной задачей по ликвидации последствий аварии (ЛПА) на ЧАЭС было прекращение выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду из разрушенного реактора. Уже к 6 мая 1986 г. выбросы прекратились. Проводились также специальные мероприятия по предотвращению попадания радиоактивных веществ из разрушенного реактора в грунт под зданием 4-го энергоблока. Работы велись с 3 мая и были выполнены в срок.
Важным этапом ЛПА стало сооружение укрытия над разрушенным реактором с целью обеспечения нормальной радиационной обстановки на окружающей территории и в воздушном пространстве. Для предупреждения распространения радиоактивности через подземные и поверхностные воды в районе ЧАЭС был создан комплекс защитных и гидротехнических сооружений (обвалование грунтом правого берега р.Припять; противофильтрационная стенка, уходящая глубоко в землю и заполненная бентонитом; дренажная завеса между прудом-охладителем ЧАЭС и р.Припять; система ливневой канализации р.Припять; заградительные и фильтрующие дамбы на случай весеннего паводка; ловушки для илов с радионуклидами и др.).
Наряду с этим проводились дезактивационные работы на промплощадке ЧАЭС и в 30-километровой зоне по снижению уровней радиоактивного загрязнения, что позволило в октябре - ноябре 1986 г. начать эксплуатацию 1-го и 2-го энергоблоков.
1.1.10. Деятельность центральных органов по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Правительственная комиссия по расследованию причин аварии на ЧАЭС была создана распоряжением Совета Министров СССР в первой половине дня 26 апреля 1986 г. во главе с заместителем Председателя Совета Министров СССР Б.Е.Щербиной. В состав комиссии вошли министр энергетики и электрификации СССР А.И.Майорец, первый заместитель министра среднего машиностроения СССР А-Г.Мешков, первый заместитель Председателя Госатомэнергонадзора СССР В.А.Сидоренко, заместитель министра внутренних дел СССР В.И.Другов, первый заместитель министра здравоохранения СССР Е.И.Воробьев, начальник Главного управления КГБ СССР Ф.А.Щербак, заместитель Генерального прокурора СССР О.В.Сорока, заместитель Председателя Совета Министров Украинской ССР Н.Ф.Николаев, председатель Киевского облисполкома И.С.Плющ, председатель ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности Н.П. Симочатов. От Академии наук СССР в состав комиссии был включен академик ВАЛегасов.
Основными задачами Правительственной комиссии являлись:
определение масштабов аварии; разработка и реализация мер по локализации и ликвидации ее последствий; охрана здоровья и оказание всемерной помощи населению; детальное изучение причин аварии и разработка на его основе оперативных и долгосрочных мер по недопущению подобных аварий в будущем.
Работа Правительственной комиссии проходила в экстремальных условиях, вызванных как сложностью возникающих проблем, так и отсутствием опыта действий в такой ситуации. В начальный период Правительственная комиссия базировалась в Припяти, а 29 апреля переехала в Чернобыль. Определение на месте истинных масштабов случившегося, ясное понимание влияния последствий аварии на судьбы многих людей, крайний дефицит времени обуславливали высочайшую степень ответственности за принимаемые решения. Учитывая радиационно опасные условия работы, персональный состав Правительственной комиссии периодически менялся. Непосредственно в Чернобыле ее поочередно возглавляли заместители Председателя Совета Министров СССР И.С.Силаев, Л.А.Воронин, ЮД.Маслкжов, В.К.Гусев, Г.Г.Ведерников, заместитель Председателя Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу Ю.К.Семенов. Деятельность сменных составов комиссии осуществлялась под постоянным контролем ее председателя Б.Е. Щербины.
С сентября 1986 г., когда обстановка стабилизировалась, до 1989 г. Правительственная комиссия работала на постоянной основе под руководством Б.Е.Щербины. Позже заместитель Председателя Совета Министров СССР В.Х. Догужиев возглавил образованную Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям.

ДАЛЕЕ

up.gif (200 bytes) m.gif (2186 bytes)up.gif (200 bytes)