a1.gif (1118 bytes)
a.gif (150 bytes) 1.gif (544 bytes)
  2.gif (445 bytes)
  3.gif (438 bytes)
  4.gif (570 bytes)
  5.gif (769 bytes)
  6.gif (515 bytes)
  7.gif (501 bytes)
  8.gif (450 bytes)

1.10.2. Сотрудничество с МАГАТЭ. Международный. Чернобыльский проект
Сотрудничество Украины с МАГАТЭ в области мирного использования атомной энергии началось еще задолго до Чернобыльской катастрофы. К сожалению, вопросы безопасности эксплуатации АЭС не И заняли в этом сотрудничестве надлежащего места и лишь после аварии выдвинулись на первый план.
В мае 1986 г. нашу страну посетили Генеральный директор МАГАТЭ Ханс Блике и другие представители этой организации. Они ознакомились с положением дел на ЧАЭС и признали тот факт, что . этот трагический и жестокий урок будет служить напоминанием о том,6какой осторожностью должна использоваться атомная энергия. В августе 1986 г. на совещании экспертов МАГАТЭ с информацией об аварии и ее последствиях выступили советские специалисты.
В декабре 1989 г. правительство бывшего СССР официально обратилось к МАГАТЭ с просьбой провести международную экспертизу разработанной специалистами СССР концепции безопасного проживания населения в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению после чернобыльской аварии, а также дать оценку защитных мероприятий, предпринятых в этой связи правительствами трех пострадавших республик. Секретариат МАГАТЭ дал положительный ответ. С этой целью был разработан Международный Чернобыльский проект, Предусматривающий изучение и оценку силами международных экспертов радиологических последствий Чернобыльской катастрофы для окружающей среды и здоровья человека.
В качестве исходной информации для Международного Чернобыльского проекта были использованы:
доклад СССР на послеаварийном совещании в Вене, 1986 г.;
доклад СССР "Один год после Чернобыля", 1987 г.;
труды Всесоюзной конференции по теме: "Медицинские аспекты Чернобыльской аварии", Киев, 11 - 13 мая 1988 г.;
доклад, представленный Общему собранию Академии медицинских наук СССР "Экологические модели и медико-биологические последствия аварии на Чернобыльской атомной станции", Москва, 21-23 марта 1989 г.;
отчеты технических специалистов ВОЗ и Лиги Международного Красного Креста, посетивших пострадавшие районы в июне 1989 г. и феврале 1990 г.;
документ "Система по обоснованию временных годовых пределов доз облучения населения вследствие чернобыльской аварии", представленный делегацией НКРЗ СССР на 31-й сессии Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР/ООН);
доклад в Центральных учреждениях МАГАТЭ министра здравоохранения БССР, декабрь 1989 г.;
резолюция Верховного Совета СССР от 25 апреля 1990 г. по программе преодоления последствий аварии, а также призывы правительств Украины и Беларуси о международном сотрудничестве по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.
Секретариат МАГАТЭ провел большую подготовительную работу: собрал имеющуюся официальную информацию, организовал посещение пострадавших районов СССР: Полесское, Овруч (Украина); Брагин, Веприн и Корма (Беларусь); Новозыбков и Злынка (Россия), где специалисты - эксперты во многих областях (радиационная безопасность, медицина, эпидемиология, радиоэкология, психология) изучали ситуацию на месте. Были подготовлены технические совещания в Киеве, Гомеле и Москве. Для управления проектом по инициативе участвующих в нем организаций системы ООН и КЕС был создан Международный Консультативный комитет (МКК). В него вошли видные эксперты Австрии, Канады, Великобритании, США, Финляндии, Франции, Японии, СССР, Беларуси, Украины, а также представители Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), НКДАР/ООН, ВОЗ, Секретариата МАГАТЭ и Академий наук Украины и Беларуси.
Техническое описание проекта и план действий по его реализации были согласованы с официальными представителями правительств СССР, Украины и Беларуси в Москве 7-9 февраля 1990 г., а затем уточнены в ходе посещения загрязненных радионуклидами районов в период с 25 по 30 марта 1990 г.
МКК под председательством доктора Ицузо Шигемацу - директора Фонда исследований радиационных эффектов в Хиросиме, одобрив подготовленный Секретариатом Международный Чернобыльский проект, контролировал ход его выполнения по пяти основным направлениям:
1. Воссоздание истории отображения событий, приведших к нынешнему положению, и описание современного состояния;
2. Подтверждение оценок загрязнения окружающей среды;
3. Подтверждение оценок индивидуальных и коллективных доз;
4. Клинико-медицинские последствия радиационного облучения и оценка общей медицинской ситуации;
5. Экспертиза защитных мер: критериев вмешательств, уровней действия и принятых мер.
В рамках проекта был осуществлен комплекс работ по международному сличению клинических данных, а также ряд наблюдений в области исследования радиоэкологических характеристик объектов природной среды, продуктов питания, методов и средств измерений (гамма-спектрометрические, радиохимические, жидкостносцинтиляционные). Кроме того, выполнены работы по интерсличению данных счетчиков излучения человека. Результаты сличения, выполненные в Японии, Швеции, Австрии, Германии, показали высокую идентичность, а результаты, полученные советскими специалистами, были признаны международными экспертами весьма удовлетворительными.
Следует отметить, что проект носил научный характер и имел цель, используя коллективный опыт и знания, отделив факты от ошибочных суждений, оценить эффективность принятых мер по охране здоровья населения и сделать выводы относительно дальнейших шагов для смягчения последствий Чернобыльской катастрофы.
При осуществлении проекта его организаторы и участники испытывали трудности в связи с существенными ограничениями как в материально-технических ресурсах, так и во времени. Без помощи правительств, отдельных лиц, организаций, коммерческих компаний большая часть работы не могла бы быть выполненной.
В марте 1991 г. на совещании в Вене были представлены основные положения проекта, отражающие "Картину исторических событий", "Загрязнение окружающей среды", "Радиационное облучение населения", "Воздействие на здоровье населения", "Защитные меры", а также выводы и рекомендации, подготовленные соответствующими рабочими группами МКК.
Международный Чернобыльский проект вызвал большой интерес в нишей стране и во всем мире. Однако оценка сделанных в нем выводов была неоднозначной. Международные эксперты посчитали, что медицинские факты негативного радиационного воздействия на население Украины не подтвердились исследованиями в рамках данного проекта, и поскольку последствия воздействия малых доз радиации еще досконально не изучены, нет оснований полагать, что такие дозы являются вредными для здоровья людей. Выступая на заседании МКК (22 марта 1991 г.), вице-президент АН Украины академик АН Украины Ц В.Г.Барьяхтар представил обобщенные данные Академии наук и Министерства здравоохранения Украины относительно оценки последствий аварии на ЧАЭС для здоровья населения Украины и с абсолютной уверенностью подчеркнул, что делегация Украины с этим выводом согласиться не может. Факт влияния радиации (прямого или непрямого действия) на здоровье человека имеет место. А что касается понимания конкретных механизмов этого влияния, то научное содружество находится, очевидно, в начале пути. Поэтому очень важно общими усилиями мирового сообщества продолжить работу по изучению этих механизмов. В этой связи следует отметить, что вряд ли можно использовать научные сомнения в качестве предлога для отсрочки принятия мер по предупреждению возможного ущерба при угрозе серьезного необратимого воздействия малых радиации.
Отмечая большую работу, проделанную МАГАТЭ по реализации проекта такого масштаба в столь сжатые сроки, представитель делегации Украины в своем выступлении на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (октябрь 1992 г.) обратил внимание на неоднозначность оценки результатов проекта, на отсутствие адекватного отражения ряда проблем, которые поставил Чернобыль, выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с Агентством.
Значительные перспективы в развитии международного сотрудничества по Чернобылю открывает международное Соглашение, подписанное представителями правительств СССР, УССР, БССР с одной стороны и МАГАТЭ с другой, в Вене 21 сентября 1990 г., которое предусматривало создание Чернобыльского центра. Указанное Соглашение создает необходимую правовую основу для осуществления международных исследовательских проектов при участии научных учреждений ведущих стран Запада и международных организаций. Интерес к проведению научных исследований в Чернобыльском центре проявили около 20 стран и 4 международные организации.
Вместе с тем активность МАГАТЭ на чернобыльском направлении остается незначительной. Вне программной деятельности Агентства на 1993 - 1994 Рі. остались важные научные вопросы, касающиеся проблем долговременного радиоактивного загрязнения больших территорий, сочетанного (внутреннего и внешнего) облучения в реальных условиях зоны влияния Чернобыльской катастрофы и многие другие, относящиеся к сфере компетенции МАГАТЭ. Учитывая огромный опыт и значительный потенциал, вклад этой международной организации в решение сложных и многообразных чернобыльских проблем мог бы быть значительно большим.
1.10.3. Программа "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ"
В октябре 1990 г. Исполнительный совет ЮНЕСКО на своей 135-й сессии принял решение о целесообразности включения в проект плана и бюджета на 1992 - 1993 гг. специальной программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ", построенной на следующих принципах:
комплексный междисциплинарный подход в областях компетенции ЮНЕСКО;
самофинансирование и мобилизация существующих внебюджетных источников, дополняемых средствами обычного бюджета;
систематическое расширение участия государств - членов ЮНЕСКО, международных организаций, государственных и частных органов.
На своей 26-й сессии (ноябрь 1991 г.) Генеральная конференция подтвердила неотложность и важность принятого решения, уточнила свои руководящие указания в отношении механизма координации программной деятельности, а также вновь обратилась с призывом к международным организациям, общественным и частным фондам, деятелям образования, науки и культуры всячески поощрять международное сотрудничество и внести вклад в дело смягчения и преодоления последствий Чернобыльской катастрофы.
Основные положения программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ" после согласования с советской стороной в октябре 1990 г. были подписаны Генеральным диоектооом. а также послами и постоянными представителями бывшего Советского Союза и Беларуси 9 января 1991 г.
Функции Секретариата программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ были возложены на группу по модернизации и нововведениям, которой поручалось управление этой программой в тесном сотрудничестве с секторами ЮНЕСКО (образования, науки, культуры и коммуникации), спецучреждениями системы ООН, различными неправительственными организациями и частными лицами - "спонсорами" программы.
Первое совещание по координации программы состоялось в
Москве 23 - 25 июня 1991 г., второе - 5 ноября 1991 г. в Париже в связи с 26-й сессией Генеральной конференции и третье - 28 - 29 апреля 1992 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО.
В 1992 - 1993 гг. из 70 проектов программы выполнялось или находилось на стадии разработки около 30. Они относились к следующим предметным областям: образование - изучение иностранных языков, заочное обучение, поставка школьных материалов и оборудования, экологическое образование, учебные материалы и пособия, учитывающие последствия Чернобыльской катастрофы; естественные науки - международная сеть экологических исследований, воздействие атомных станций на гидрологию, геохимический перенос и распад радионуклидов; культура - изучение влияния катастрофы на культурное наследие в зоне Чернобыльской катастрофы; коммуникация, информация и информатика - охрана архивов, план развития коммуникаций; социальные науки - изучение состояния здоровья лиц, участвовавших в ликвидации аварии на ЧАЭС; комплексные междисциплинарные проекты - экономическое и социальное развитие пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы населенных пунктов, создание на Украине Международного центра психологической реабилитации жертв катастрофы; проекты конкретной помощи - поставка оборудования и подготовка специалистов для медицинских учреждений по радиационной защите населения.
В ходе обсуждения конкретных проектов программы (1992 г.) делегация Украины подтвердила приоритетность для нее таких проектов, как (организация Международного центра психологической реабилитации детей на базе НИИ психологии в Киеве, а также опорного пункта психологической реабилитации в с.Вишневе. Приоритетными также признаны проекты по организации Международной сети экологических исследований; изучению геохимического переноса радионуклидов; коммуникаций и дистанционных методов обучения. Особый интерес представляют проекты, связанные с модернизацией оборудования и подготовкой специалистов для специализированного диспансера по радиационной защите населения (Пуща-Водица), а также проект "Изучение влияния катастрофы на культурное наследие в зоне Чернобыльской катастрофы".
Последний из указанных проектов финансируется Канадой, которая выделила 250 тыс. канадских долларов и, возможно, КЕС, с которой Секретариат программы ведет соответствующие переговоры.
Кроме того, в ходе заседания была организационно оформлена структура Распорядительного комитета программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ", избраны его председатель - заместитель директора ЮНЕСКО по вопросам программной деятельности, господин Е.Портелла, а также сопредседатели (на ротационной основе) - представители Украины, Беларуси и России.
В целом работа в рамках программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ" признана положительной.
Общая сумма средств, выделенных для программы "ЮНЕСКО - ЧЕРНОБЫЛЬ" благотворительными неправительственными организациями и фондами (преимущественно немецкими), ЕЭС, Канадой, а также полученных из других источников, составила в 1992 г. 2 363 200 долларов США.
Однако со стороны Секретариата программы было высказано предупреждение о том, что ни одна из стран не получит средства наличными. Оплате будут подлежать только конкретные проекты, и, более того, дальнейшие добровольные взносы в значительной степени будут зависеть от того, какие средства будут вложены в реализацию проектов со стороны Украины, Беларуси и России.
1.10.4. Международное сотрудничество в области здравоохранения
Основными проектами в области здравоохранения, реально осуществляемыми на территории Украины, России, Беларуси, являются:
проект Всемирной организации здравоохранения "Айфика" (в его составе подпроекты: "Щитовидная железа", "Гематология", "Эпидемиология", "Психическое развитие детей, облученных внутриутробно", "Дозиметрическое сопровождение"); проект "Сасакава - Чернобыль" - в ходе его выполнения с мая 1991 г. было обследовано около 6 тыс. детей, снято значительное психо-эмоциональное напряжение среди жителей неблагоприятных районов, организованы два диагностических центра по обследованию детей (Киевская и Житомирская области Украины); а также один из первых международных проектов - проект Лиги Красного Креста и Красного Полумесяца.
Особое достоинство указанных проектов состоит в том, что наряду с решением основных медицинских проблем и возникших в этой связи методических сложностей открывается реальная возможность улучшения аппаратурного оснащения лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь пострадавшему населению.
Не менее актуальными являются исследования по выявлению нарушений генетического аппарата у лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Эти исследования реализуются совместно с Ливерморской лабораторией в рамках программы "Радиационная генотоксичность как следствие чернобыльской аварии". В результате ее выполнения стало возможным внедрение в Украине перспективных методов генетической индикации и дозиметрии радиационного воздействия, а также оценки его генетических последствий.
Ряд международных программ находится на стадии разработки. Здесь ведутся совместные исследования в области дозиметрии и радиационной гигиены (Швеция, Норвегия, Финляндия): ретроспективный анализ внутреннего и внешнего облучения; прогнозируемые радиоэкологические модели для пищевых цепочек; внешнее облучение;
исследования в области цитогенетики (Германия, Институт радиационной защиты). Будут развернуты совместные исследования в области экспериментальной гематологии и пересадки костного мозга
(Германия, Ульмаский университет), совместные исследования в области влияния слабого радиоактивного излучения на население и окружающую среду в результате выброса радионуклидов (Япония, Национальный институт радиологических наук).
Сотрудничество с научными учреждениями Японии, Германии, наиболее интенсивно проходившее в 1989 - 1991 гг., продолжает развиваться в рамках проекта ВОЗ по следующим направлениям:
создание единых методик и фантомов для счетчиков излучения человека, включая взаимную интеркалибровку этих фантомов и счетчиков;
создание унифицированной модели ретроспективной, текущей и прогнозной дозиметрии внешнего и внутреннего облучения населения после аварии на ЧАЭС;
создание унифицированной модели восстановления доз облучения жителей 30-километровой зоны за послеэвакуационный период.
Учитывая глобальность задач, которые ставит ВОЗ в области всесторонних оценок влияния аварии на ЧАЭС на здоровье населения, признано целесообразным координировать все международные медицинские программы в целом с проектом "Айфика". Такой подход позволит значительно увеличить вклад каждого медицинского международного проекта в ограничение медицинских последствий Чернобыльской катастрофы.
1.10.5. Международный конкурс по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему
Решение вопроса окончательного захоронения 4-го разрушенного энергоблока ЧАЭС на протяжении всего послеаварийного периода оставалось одним из наиболее актуальных в комплексе проблем, связанных с ЛПА на ЧАЭС.
Учитывая то, что до настоящего времени среди ученых нет единого мнения относительно технического решения этой проблемы, правительство объявило о проведении в 1992 - 1993 гг. международного конкурса по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему. Его организацию было поручено Минчернобылю и Академии наук Украины с привлечением Украинского отделения Международного центра научной культуры - Всемирной лаборатории (постановление Кабинета министров Украины №-94 от 27 февраля 1992 г.) 9 июля 1992 г. в Киеве и в декабре 1992 г. в США были проведены "Презентации конкурса с целью освещения хода подготовки международного конкурса в средствах массовой информации и привлечения ведущих западных фирм к участию в нем.

ДАЛЕЕ

up.gif (200 bytes) m.gif (2186 bytes)up.gif (200 bytes)